Синестезия

Oct 27, 2010 17:07

Буквы и цифры вызывают у меня ощущение цвета. Приблизительно такого:



В детстве оно было очень сильным, а с тех пор немного ослабло. В шесть лет я пытался каталогизировать это, рисуя буквы цветными карандашами. Это должно было быть как раз незадолго до того, как я в первый раз увидел фломастер. Конечно, карандаши не могли точно передать правильный оттенок. Но точность оттенка - вообще трудное дело, ведь восприятие цвета зависит от текстуры. Для точности надо правильно подобрать сочетание близких оттенков. Этого я не умею. А приблизительно можно было справиться и карандашами. Теперь у меня вместо карандашей есть Матлаб, но оттенки всё равно не точны. Например, удалось ли мне правильно передать острый, доминантный, но добрый светло-зелёный цвет внутренностей свежего огурца в букве "Н"? Боюсь, что не вполне. Но ничего страшного.

Кончилось это тогда быстро: мама мне сказала, что для неё буква "З" - не очевидного пронзительного вечерне-огненного вязко-кругло-карамельного красновато-оранжевого цвета, а совсем наоборот - неприятного électriques, резкого зеленовато-серовато-синего. От такого я испытал немалый шок. Оказалось, что всё это яркое богатство - субъективно, случайно, бессмысленно. Говорить об этом стало пустым делом и с тех пор я даже не интересовался синестезией, как явлением.

А она, оказывается, широко распространена (1 из 23?) и, с недавнего времени, интенсивно изучается. Вот, например, интересное описание ting_li, там ещё ссылка на замечательную книжку Wednesday is Indigo Blue и даже на онлайн-тест. Тест, правда, скучный.

Кажется, в раннем детстве синестезия есть у всех, а потом лишние нейроны постепенно отмирают (переквалифицируются?). Ребёнок упражняет только те каналы, которые минимальными усилиями отражают в голове сигналы каждого из пяти-шести чувств. А все эти ненужные смеси ощущений, лишние реакции мозга, "перекрёстная стимуляция", помехи у детей атрофируются или блокируются. Ощущения разделяются: звук - это только звук, форма - только форма, цвет - только цвет. А вот у некоторых затыкаются не все лишние каналы. Такая неполная специализация - кажется, врождённое, генетическое качество, передаётся от родителей-синестетов детям. Но и остальные люди, приложив некоторое усилие, могут вспомнить или вызвать у себя похожие детские смешанные ощущения. Это полезное упражнение. Я думаю, что лучший способ не впасть в детство - никогда из него окончательно не выпадать.

Увидев этот пост f_ja, я решил собезьянничать и вновь, через 33 года, откаталогизировать свои цвета. Ведь, если теперь эти ощущения немного поблёкли, потом они могут потускнеть ещё больше. Я даже не знаю, какая их часть - сегодняшние, а какая - детские воспоминания. Смесь, наверное. Строчки самого знаменитого в мире синестета: синеет, синего синей,
почти не уступая в сини
воспоминанию о ней,

написаны как раз о моей букве "К". Она у меня, правда, не главного из синих, глубокого переливающегося острого сапфирового оттенка, а всего лишь мягкого, безобидного джинсовато-васильковато-синего. Но яркое ощущение бывает и от неяркого цвета. И память тоже.

Забавно, что детская утрата и взрослое возобновление аналитического интереса к собственной синестезии (оказывается, обычное дело) повторяет историю её изучения в мире. В конце XIX - начале ХХ века её много изучали, в том числе гадкий Фрэнсис Галтон. Интроспекция и всякие рассказы о внутренних переживаниях тогда вообще были популярны. А потом подобные "необъективные" вещи стали считаться вненаучной областью. Казалось, что объективно измерить ощущения вообще нельзя. Это называется бихевиоризм: если человек от боли непроизвольно дёргается, это реально. А если жалуется или кричит - ну, мало ли, почему он там кричит. Но с тех пор учёные многому научились (например, мерить нам внутри головы живьём), так что в последние годы у синестезии ренессанс.

Слова у меня тоже вызывают цветовой всплеск, обычно по своим буквам, больше по начальным. Так что греческий понтос (но не до-греческая таласса) - более правильное название моря, чем русское, латинское или английское. Ещё пингвин - явно морское существо, из тёплого моря. И тунец. И, главное, Нептун. Водо-тупо-пиво-пунш! Это Средиземное. А для холодного Балтийского неплохо подходит литовское jūra, своими двумя первыми буквами. Там ещё ходит пакетбот и плавает кит. А сосновый лес вообще нельзя описать словами - какая-то чушь получается, хе-хе.

Но некоторые слова окрашены, как понятия. Например, Индия - тёмно-синяя, не из-за её букв и не из-за краски индиго. И даже не из-за Ашокиной чакры - синего колеса на индийском флаге. А из-за её сказочности: что-то среднее между "Т" от слова "таинственная" и "К" от слова "Киплинг". Хотя теперь-то я знаю, что на самом деле она пёстрая и вульгарная - какая угодно, но только не благородно-синяя.

Произнесённые слова часто встают у меня перед глазами написанными, как субтитры, причём может получиться дурацкая языковая мешанина. Но это, вроде бы, есть почти у всех и не считается синестезией. Хотя почему нет - непонятно.

Ещё у меня есть отображение времени положением в пространстве, фонем - цветом, а музыки - светом, но всё это слабее, чем связь графемы -> цвет. Длинная таблица тут внизу (из книжки про среду) - результат большого исследования, но выборка там оказалась предвзятой, на самом деле относительная распространённость разных сортов немного другая. Цветовая реакция на дни недели встречается чаще, чем на графемы. Мне это странно - для меня среда, trečiadienis, Wednesday и רביעי - разных цветов, потому что буквы в них разные.

Мой синестетический набор - один из самых обычных. А у вас есть синестезия? Каких сортов?



цвет, книжки

Previous post Next post
Up