Объяснение про тренировку психологической тостокожести - красивое, и не имеет никакого отношения к самобичеванию (во всяком случае, в христианском смысле - что страдания очищают, поэтому хорошо делать себе плохо; такое евреям и вправду чуждо, вопреки практике:)). Это скорее похоже на то, как Ландау, чтобы отучиться от стеснительности, гулял по Невскому с привязанным к шляпе воздушным шариком, или как молодых студенток психологии заставляли громко произнести сто синонимов слова "пенис".
А когда этот костюм возник в Польше в начале 19-го века, многие верили, что так раньше одевалась польская аристократия (что неправда - считается, что этот миф распространяли специально, в эпоху Просвещения, чтобы заставить молодежь отказаться от него). Так что вначале цели такой одежды были как раз противоположные - выделиться в положительную сторону, если можно так сказать.
Ну так вот, объяснение красивое, и то, что некоторые рабби почувствовали в нём необходимость, доказывает, что они-то как раз относятся к той категории "which you would be happy to see among the current Israeli religious leaders". Есть и всякие другие религиозные мотивации для каждой из частей одежды. К сожалению, к реальности все эти объяснения имеют мало отношения - те, кто так одевается, вряд ли хоть раз попытались себе объяснить; носят, потому что "так тут заведено".
У мужской чёрной одежды и шляп и у тяжёлых женских париков в жару есть одно большое отличие от воздушного шарика и от неудобства с синонимами слова "пенис". Они причиняют реальные физические страдания, которые никуда не исчезают от попыток к ним привыкнуть. Поэтому объяснение этих двух раввинов мне не кажется таким красивым. И элемент идеологии "умерщвления плоти" тут явно есть - воспитание духа через самонанесённое физическое страдание.
У истории про то, что еврейскую одежду слямзили у польской аристократии - действтельно сложная судьба. Да, её повторяли сторонники Просвещения, чтобы дискредитировать традицию. Но это не делает историю полным враньём. Хасидский вариант чёрной одежды, בעקעטשע (бекече) - это же явно почерневшая от времени бекеша - меховая одежда, которая пошла от венгерского полководца нашего Великого княжества Литовского, Каспара Бекеша. А парадная одежда литовских, а теперь и многих сефардских ортодоксов - קאפאָטע (капоте) - происходит (как и фрак) от сюртука - одежды, появившейся в Европе в 18 веке.
"Религиозные мотивации для каждой из частей одежды" - это как раз и есть "оправдания пост-фактум", которые даются нам так легко по сравнению с дейтвиями. Именно, что теперь в Израиле носят одежду из центра Европы, "потому что так тут заведено", в том числе и сефарды, а в Литве-Польше брали и меняли каждый раз, когда была причина.
Насчет происхождения одежды трудно судить - даже в Википедии перечисляется много разных версий того, "что от чего" (включая заимствование в Вавилонском пленении и еврейское мнение, что это было не заимствование, а, наоборот, навязывание им своего дресс-кода). Я лишь хотела сказать, что, правильно или неправильно, для многих этот костюм ассоциировался с одеждой местной аристократии (которую он, действительно, напоминал, даже если не шёл от неё), и поэтому в глазах некоторых выглядел возвышающе-привлекательным, пока в глазах других это сходство не стало, наоборот, главной причиной его не носить.
Про "физические страдания" я уже не так уверена. Я много раз обращала внимание на хасидов в меховой шапке и чулках, бредущих пешком по 30-градусной жаре, и они обливались потом гораздо меньше, чем мы в наших маечках. Не знаю, почему.
Мне кажется, что заимствования европейскими евреями современной им одежды окружающих их народов совершенно очевидны, а влияние древних вавилонских или левантийских стилей, если и есть, то минимально. Но я об этом мало знаю, спорю с помощью только что прочитанного, что выглядит комично.
Дело не в том, как конкретно получилась эта одежда, хотя это, оказывается, интересно само по себе. А просто в том, что в 17-18-19 и даже 20 веке одежда ортодоксальных евреев в Европе сильно менялась. А по переселении в Израиль - нет. Так что неправильно говорить, будто это из-за того, что им нельзя менять традицию - они меняли её много раз, по разным причинам. А теперь - не меняют, хоть причины есть.
Почему наблюдавшиеся хасиды потели меньше нас - не знаю. Наверное, одни из них легче переносят жару, а другие - тяжелее, как и все люди. Но правильно сравнивать их не с нами, а с тем, как бы они сами переносили жару в более подходящих для неё костюмах.
Но жаль, что среди израильских раввинов не находится человека уровня, скажем, Виленского Гаона, который бы взял, да и повелел отныне считать традиционным что-то скромное, но лёгкое. Потому что постоянное кивание на авторитет предков - это просто от неуверенности в собственном.
А когда этот костюм возник в Польше в начале 19-го века, многие верили, что так раньше одевалась польская аристократия (что неправда - считается, что этот миф распространяли специально, в эпоху Просвещения, чтобы заставить молодежь отказаться от него). Так что вначале цели такой одежды были как раз противоположные - выделиться в положительную сторону, если можно так сказать.
Ну так вот, объяснение красивое, и то, что некоторые рабби почувствовали в нём необходимость, доказывает, что они-то как раз относятся к той категории "which you would be happy to see among the current Israeli religious leaders". Есть и всякие другие религиозные мотивации для каждой из частей одежды. К сожалению, к реальности все эти объяснения имеют мало отношения - те, кто так одевается, вряд ли хоть раз попытались себе объяснить; носят, потому что "так тут заведено".
Reply
У истории про то, что еврейскую одежду слямзили у польской аристократии - действтельно сложная судьба. Да, её повторяли сторонники Просвещения, чтобы дискредитировать традицию. Но это не делает историю полным враньём. Хасидский вариант чёрной одежды, בעקעטשע (бекече) - это же явно почерневшая от времени бекеша - меховая одежда, которая пошла от венгерского полководца нашего Великого княжества Литовского, Каспара Бекеша. А парадная одежда литовских, а теперь и многих сефардских ортодоксов - קאפאָטע (капоте) - происходит (как и фрак) от сюртука - одежды, появившейся в Европе в 18 веке.
"Религиозные мотивации для каждой из частей одежды" - это как раз и есть "оправдания пост-фактум", которые даются нам так легко по сравнению с дейтвиями. Именно, что теперь в Израиле носят одежду из центра Европы, "потому что так тут заведено", в том числе и сефарды, а в Литве-Польше брали и меняли каждый раз, когда была причина.
Reply
Про "физические страдания" я уже не так уверена. Я много раз обращала внимание на хасидов в меховой шапке и чулках, бредущих пешком по 30-градусной жаре, и они обливались потом гораздо меньше, чем мы в наших маечках. Не знаю, почему.
Reply
Дело не в том, как конкретно получилась эта одежда, хотя это, оказывается, интересно само по себе. А просто в том, что в 17-18-19 и даже 20 веке одежда ортодоксальных евреев в Европе сильно менялась. А по переселении в Израиль - нет. Так что неправильно говорить, будто это из-за того, что им нельзя менять традицию - они меняли её много раз, по разным причинам. А теперь - не меняют, хоть причины есть.
Почему наблюдавшиеся хасиды потели меньше нас - не знаю. Наверное, одни из них легче переносят жару, а другие - тяжелее, как и все люди. Но правильно сравнивать их не с нами, а с тем, как бы они сами переносили жару в более подходящих для неё костюмах.
Reply
Reply
Reply
Reply
Но жаль, что среди израильских раввинов не находится человека уровня, скажем, Виленского Гаона, который бы взял, да и повелел отныне считать традиционным что-то скромное, но лёгкое. Потому что постоянное кивание на авторитет предков - это просто от неуверенности в собственном.
Reply
Leave a comment