Выпускник юрфака ищет работу в одной адвокатской конторе. Там менеджер по персоналу проводит психологическое тестирование:
- Посмотрите, перед вами картинка, на ней изображены три человека, плывущих по морю, в котором много акул. Видите, у одного из них в руках ничего нет: он не боится акул. У второго в руках огромный нож, и он в случае нападения заставит дорого заплатить за свою жизнь. Третий же взял с собой подводную пушку типа базуки. С кем вы себя ассоциируете?
- С третьим, конечно!
- К сожалению, вы нам не подходите: нам нужны сотрудники, ассоциирующие себя с акулами.
В 1956 году ПЦ ГКЧП ПС ЦК КПСС тов. Хрущёв Н.С. предсказал Западу "мы вас похороним". Не угадал. Но впечатление произвёл, и поспособствовал ясности западного чувства самоидентификации. Советско-российская угроза свободному миру - вот она, у них социализм и пролетарская диктатура, а у нас капитализм и либеральная демократия.
Советскую экспансию пытались сдержать американские президенты от обеих партий. Труман (Д) объявил об американском вступлении в корейскую войну, "чтоб не допустить завоевания коммунистами независимой страны" (1950). Эйзенхауер (Р) Трумана за Корею ругал (1952), но победить тоже хотел, и так оно и вышло (1953). Хрущёв ожидал (1960), что добрый Кеннеди (Д) будет лучше злого Никсона (Р), а Кеннеди возьми да и скажи "Ich bin ein Berliner" (1963), что в переводе значило, что Западный Берлин останется свободным. Во Вьетнаме с коммунистами воевали Кеннеди (Д) и особенно Джонсон (Д), которому досталось за это нехороших слов от прогрессивной молодёжи (1968). Но и злой Никсон (Р) тоже там воевал, и ему тоже досталось (с 1969).
Добрый Картер (Д), правда, перестал поддерживать некоторых из "наших сукиных сынов", что привело к власти красавцев Даниэля Ортегу (1979) и Роберта Мугабе (1980). Можно считать это неудачей, но он это не из любви к коммунистам и другим бандитам, а из-за попрания прав человека "сукиными сынами". Ведь если Америка не стоит за права человека, она теряет моральное превосходство. И именно Картер решил поддержать афганское сопротивление коммунистам (1979), чем поспособствовал тому, что Хрущёв не угадал. Рейган (Р) цитировал Ленина, объясняя, что у марксистов "мораль полностью подчинена интересам классовой борьбы" (1983), обозвал за это СССР "империей зла" и объяснил, что в холодной войне нет никакой моральной симметрии. И это утверждение о моральном превосходстве вовсе не звучало партийным, хотя, конечно, детали люди видели по-разному. Как бы ни различались взгляды разных людей на Западе, большинство ясно видело сквозь эти различия, что это - мы, а то - они, и эта большая разница важнее разных маленьких, хоть и тоже важных.
Куда делась эта ясность? Куда делся СССР, я знаю, отчего и упомянул, что Хрущёв не угадал - в том узком смысле, в котором он имел в виду, мол, за советским строем будущее, параллельно чему на обломках сгнившего империализма выстроится новое социалистическое общество. В процессе того, как СССР давал дуба, Запад выглядел привлекательно, и самые разные страны ломанулись играть в "свободный мир". У некоторых это даже убедительно получилось. Но в более широком смысле "несвободный мир" теперь почти так же силён и опасен для Запада, как тогда, так что вопрос, угадал ли Никита, всё ещё открыт. Свободу, демократию и права человека всё ещё надо защищать. Откуда вообще на Западе эта уверенность, что морально фокусирующие страхи "холодной войны" - это старьё из прошлого века?
Может, всё дело в том, что нынешние лидеры говорят другое? Президент Обама (Д) шутил над кандидатом Ромни, беспокоившемся о российской угрозе (2012) "восьмидесятые звонили, просили вернуть их внешнюю политику, холодная война закончилась 20 лет назад". Уже перед ним Буш-2 (Р) в конце своего президентства слабо отреагировал на грузинскую войну (2008), и Обама продолжил эту политику - по убеждению, а не просто шутя. Не столько потому, что не чувствовал угрозы от России (в 2012 не чувствовал, а в октябре 2014 уже чувствовал - "Россия, Эбола и ИГИЛ"), а скорее потому, что больше чувствовал своё моральное превосходство, чем американское. До своего избрания он ругал Буша "место лидера свободного мира шесть лет пустует" (2007), но после избрания слова "свободный мир" говорил не в обычном смысле, а с мечтательными приставками (nuclear-free world, AIDS-free world...).
Президент Трамп (Р) ругал Китай, мол, они "воруют у Америки" и "насилуют американскую экономику" (2016), и запустил тарифную войну (2018). Но "я Китай не виню, я виню наших прошлых лидеров" (2017), Китай "стратегический конкурент" (2017) - моральное превосходство тут ни при чём, это просто бизнес. По той же причине он публично сомневался в необходимости защищать европейских союзников, ведь если игнорировать общие моральные ценности и их отсутствие в большей части остального мира, то и в самом деле несправедливо защищать конкурентов за свой же счёт. То есть, Америка, конечно, лучше всех, "великая опять", Америка наша и мы её очень любим, но, как в анекдоте, - чем она лучше? - чем другие страны!
Президент "Америка вернулась" Байден (Д), на манер Картера - справедливо, но недальновидно - обзывает одного "нашего сукиного сына" "жестоким убийцей" (2019), а потом, видно, по забывчивости, использует свой президентский кулак не по назначению, а для приветствия, прося у сукиного сына чуток нефти (2022). Видать, семидесятые звонили, напомнили про инфляцию и неуверенность в американском лидерстве свободного мира.
Я думаю, дело не в лидерах. Времена теперь популистские, президенты дают "leadership from behind". Самые разные люди, близко и далеко, а не только президенты, растеряли ясность о том, которые страны хорошие, а которые наоборот, и чем именно они различаются. У левых и правых есть картинки в голове, что нужно поменять, чтоб страна стала хорошей, разные картинки. И эта разница им важнее, чем общая радость о том, что их страна замечательная прямо теперь, несмотря на всю дистанцию до идеала.
В результате и в остальных странах Запад и свобода отчетливо потеряли в привлекательности. Где-то в демократию играют теперь не так убедительно, где-то отталкивают западных союзников политически, где-то нефти не дают. Как обычно, Запад лидирует в области идей, а остальные подхватывают. Даже когда идея в том, что у Запада нет морального превосходства.
И только одна большая группа людей продолжает демонстрировать ясность в головах. Конечно, не все и не абсолютную, но уж получше, чем массы современных президентов. Это иммигранты. Каждый прогрессивный американец, ужасающийся обидным словам Трампа о странах-"грязных дырах" и считающий Америку полной расистов, должен видеть в миллионах, бегущих оттуда сюда, своих интеллектуальных оппонентов, рискующих жизнями, доказывая, что Трамп правильно назвал их страны и правильно Америку хвалил. Каждый консервативный американец, поддерживающий слова Трампа о том, что нам не нужны иммигранты из "грязных дыр", должен обратить внимание, что это как раз те люди, которые ставят на успех Америки всё, что у них есть. Их мнение - это "честный сигнал", оно стоит дороже, чем языком трепать, будь то "America good" или "America bad".
Если наивно слушать говорящих публично в Америке и в Китае, ясности об американском преимуществе не достичь. Но можно взглянуть на китайских иммигрантов в Америке, их тут много, успешных и не очень, и каждый день приезжают ещё люди, большинство законно, многие незаконно через мексиканскую границу. А миллионов американских иммигрантов, устроившихся или прячущихся в Китае, и американцев в багажниках на вьетнамской границе - не видать. Яснее некуда.
В 2014 году мы тут застряли в Канаде на месяц, ждали возобновления виз. Несколько раз кассиры в магазинах, увидев калифорнийскую карточку, говорили дружелюбно - я сюда из Калифорнии приехал, хорошее место, но здесь жизнь спокойнее, или что-то в этом роде. А тут в Калифорнии у меня есть сотрудники-канадцы, отличные инженеры. Я это не чтоб Канаду пнуть, мол, отсюда туда едут медленные, а обратно быстрые. Это смешно, но вряд ли правда, ведь моя выборка небольшая и неслучайная. А чтоб повторить известное - кто-то едет туда, кто-то сюда, одним подходит тут, другим там, значит, обе страны примерно одинаково замечательные.
Говорят, в Америке людей норвежского происхождения почти столько же, сколько в Норвегии (а в Норвегии американского - конечно, нет). Трамп, когда про "грязные дыры" сказал, противопоставил им Норвегию, мол, хочет больше иммигрантов оттуда. Но американо-норвежский перекос отражает разницу столетней давности. Теперь ожидать массовой иммиграции оттуда неразумно, из Гаити едут больше неспроста.
Ещё пример - Израиль, в Америке немало людей говорит с ивритским акцентом, и в Израиле с американским тоже немало. Кому-то больше подходит тут, кому-то там, это нормально для хороших стран. В 1990 году один мой пожилой израильский родственник каркал с удовольствием, что скоро евреи из Америки повалят в Израиль, прямо все 6 миллионов побегут, потому что там будет бесчинствовать антисемитизм. Не угадал пока. Мнение, что скоро с Израилем что-то случится и евреи массово побегут оттуда спасаться в Америку, все 6 миллионов, я тоже с тех пор слышал не раз (за это время число евреев в Израиле, кстати, выросло с 4 до 7 миллионов). Будем продолжать надеяться, что это глупости. Тем временем, например, из "грязной дыры" Венесуэлы недавно вдруг убежали как раз 6 миллионов людей, даже чуть больше, а из "грязной дыры" Сирии - между 5 и 6 миллионов. Они это по настоящим причинам, трагическим, а не чтоб оппонента в досужем споре ущучить.
Чисто для ясности, я против нелегальной иммиграции. Нелегальная - это значит, форсированная интересантами в обход демократической процедуры. В Америке живут американцы, правильно, чтоб они решали, сколько пускать и кого именно. Ведь среди иммигрантов попадаются уголовники, шпионы и даже болельщики Аргентины. Но я за сравнительно большую легальную иммиграцию, и за хорошее отношение к иммигрантам, ведь они верят в эту страну на деле, а не на словах.
Часто говорят, что большая иммиграция из "грязных дыр" была здоровым явлением в прошлом, но теперь это не так из-за социального государства. Как противник государственного перераспределения, я считаю этот аргумент важным. Но, в конечном итоге, неубедительным. Иммигранты едут из худшей страны в лучшую не в расчёте на ту или иную помощь, а из более общего ожидания лучшей жизни. Мы можем спорить о государственных программах в сравнении с частной благотворительностью, но в контексте иммиграции это второстепенный спор. Жизнь в хорошей стране лучше, чем в плохой, не только и даже не столько из-за помощи. Люди бегут из Венесуэлы или Сирии, едут из Китая или Индии, валят из Гватемалы и Мексики - не потому, что там помощь меньше. Ну, в основном.
Где-то 20 тысяч лет назад, или даже раньше, волки заметили, что у людей бывает мясо, и некоторые стали крутиться вокруг стоянок в ожидании, что и им что-то перепадёт. Они это не из точного расчёта, как именно перепадёт. Иногда приходилось рыться в отбросах, иногда неразумные человеческие дети подкармливали, иногда удавалось своровать или отобрать. А по запаху - там еды больше, чем тут, это же очень просто. Наверняка уже тогда были люди, мудро предупреждавшие со старческим шамканьем, что добра из этого не выйдет, самим еды не хватает, да и неровен час загрызут кого. И другие, молодые и глупые, восторженно воображавшие, будто когда-нибудь волки смогут помочь с охотой. И среди волков наверняка были шамкающие предупреждения, что бегать туда опасно, нет-нет да и убьют, а то и съедят в голодный день.
Конечно, мудрые бывали правы. Да что там, они до сих пор иногда правы - то и дело мелькают сообщения о собаке, загрызшей кого-нибудь. С другой стороны, я и сам однажды на улице корейского города Ансан с голоду купил и съел интересный хот-дог. Но в целом волков теперь в мире где-то четверть миллиона. А собак - примерно полмиллиарда, в две тысячи раз больше. Это получилось само, своим ходом - не по плану и предвидению, а по природе людей, волков и собак.
Один талантливый молодой человек назвал это недавно "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". А буквально на днях другой, тоже талантливый, хоть и не настолько, повторил за ним, правда бледно и вывернуто, сказав, будто сожалеет о резком уменьшении числа акул в океане после фильма, который он снял в молодости. Про собак нам теперь очевидно и без фильма, по любой полу-минутной рекламе собачьего корма, где всё лоснится и резвится, что все эти правильно предупреждавшие - мудрые и даже восторженные - не угадали.
Ну, или наоборот:
"Миру - кур" или "куре - мир"?
Только лишь честь и свобода Cross-post at
DreamWidth (
comments)