Я тут прочитал замечательную книжку "Алфавит против богини: конфликт слова и образа". Автор, др. Леонард Шляйн - опытный хирург, оперирующий кровеносные сосуды, ведущие в голову, и поэтому он хорошо знает, как сильно отличаются у нас полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за язык, логику, линейное и абстрактное мышление, а правое - за образы, чувства, комплексное и конкретное мышление. Доисторические мужчины-охотники думали левым - с какой стороны подойти к мамонту, как бежать за ним, не отвлекаясь не белочку, куда колоть правой рукой. А женщины-собирательницы думали правым - как бы выкопать вон тот корешок одной левой, не растеряв этих листьев, и младенчика не разбудить, который на другой руке спит. И было между ними здоровое равновесие и сотрудничество. В смысле, и между полушариями, и между полами.
Потом люди придумали оседлость и сельское хозяйство, нарушив равновесие. Героическая охота перестала быть такой важной, да и мамонты куда-то подевались. Стали цениться женские качества вроде заботливости и терпения. Попав под каблук богини-матери, мужчины принялись пахать и пасти, постепенно учась противному их природе терпению, скрашивая право-полушарную монотонность своих дней дурацкими играми левого полушария - всяческими соревнованиями, спортом, ритуальными убийствами и жертвоприношениями. Жизнь постепенно развивала в них правое полушарие, их агрессивность стала снижаться, а левое полушарие - чахнуть. Археологи говорят, что женщины тогда пользовались большим авторитетом.
Но нарушенное равновесие к добру не приводит. Изнывающие мужчины, глупо играя, приручили лошадь, изобрели колесницы и придумали войну. [Вдумчиво следя за мыслью автора, мы замечаем, что они придумали всё это чахлым левым полушарием, из-под каблука, так что мы не должны удивляться отвратительности их продукта.] Новые боги мужского пола, кровавые богатыри, сокрушили богиню-мать, подавили женщин и устроили иерархию среди мужчин. Настало жестокое время патриархии, рабства и цивилизаций. Но верно ли, что именно война - главный виновник этой катастрофы?
На протяжении более тысячи страниц автор прослеживает историю человечества и убедительно показывает, что главный виновник - грамота. Нечего тыкать пальцем в жестокого захватчика, надо смотреть внутрь себя. Оседлость и сельское хозяйство привели к изобретению письменности. Сначала люди, ещё думая по-женски, рисовали картинки, но потом перешли к линейному, мужскому письму. Восприятие реальности совершенно изменилось - тон опять стало задавать линейное мышление, логика, причины и следствия, последовательность времени. Эмоции, музыка, атмосфера, образы и богини - всё, о чём трудно написать - ушли в подполье. Иерархия, счёт и жестокость торжествовали.
Это происходило волнами - женские качества постепенно пытались вернуть равновесие, но подвергались всё новым ударам. Мы привыкли превозносить достижения древних греков, но подумайте, какими ужасными мизогинистами были даже лучшие из философов! А потом, только симпатяга Орфей и женоподобный бог иррациональности Дионис стали сменять омерзительного насильника Зевса, как появилось христианство. Не подумайте плохого - сам Христос проповедовал любовь и сострадание, чувствовал себя комфортно с женщинами и, главное, ничего не писал - это всё женоненавистник Павел из Тарса виноват. Римская империя была ужасной для женщин, а в тёмное время люди вернулись к природному равновесию. Недаром средневековые соборы назывались в честь матери Божьей. И вообще, это время ругали люди Ренессанса, а они все были мизогинисты, гуманисты-наполовину.
Ислам был замешан на записанном слове. Тотальное подавление женщин в мире ислама - прямое следствие упора на слово в противоположность изображению. Особенно ярко видно главную мысль всей книжки на примере женского обрезания. Эта жестокая практика ассоциируется именно с исламом - например, в тех местах Африки, где ислама нет, этого обычая тоже нет. Но в Коране нет такой инструкции. Каким же образом ислам приводит к женскому обрезанию? Что приводит к этому гипертрофированному влиянию левого полушария, к безумному беснованию охотничьего начала, к непреодолимому желанию подавлять, унижать и дегуманизировать женщин? Ответ очевиден - неважно, какие именно там записаны слова, виноват сам факт верховенства чтения.
Реформация была следствием широкого распространения грамотности из-за изобретения печатного станка. Именно печатный станок подготовил людей к массовым убийствам, идеологическому тоталитаризму и невиданным по разрушительности войнам. Недаром протестанты были против девы Марии и изображений святых. Инквизиция и процессы ведьм прокатились по христианскому миру, так запугав женщин, что они потом ещё триста лет боялись поднять голову. Причём, в местах, где напечатанное слово не стало тогда повсеместным, и ведьм было мало - чем дальше вглубь восточной Европы, тем меньше. России вообще пришлось ждать двадцатого века, чтобы пережить свой вариант беснования и кровавой бани, вызванных распространением грамотности.
Что же спасает автора от чувства безысходности? Я знаю, вы сразу угадаете. Его спасает телевизор.
Двадцатый век был кульминацией левополушарной жестокости. Но человечество не утоплено в крови - наоборот, его ожидает блестящее будущее, ужасы ушли в прошлое. А всё потому, что мы изобрели фотографию и открыли электромагнетизм. Фотография освободила художников от задачи скучного воспроизводства реальности, и они бросились рисовать всё, о чём трудно написать - например, Дали с его текущими часами [видимо, атака невербального творчества на самый символ линейного времени]. Стали популярными политические карикатуры, картинки стали дороже тысячи слов. А электромагнетизм - это телевизор. Там даже названия женские - все эти волны, матрицы, поля и сети. Вначале охотничий инстинкт заставлял нас делать вид, будто электричество идёт по линейным проводам, но на самом деле электроны не текут далеко, а движутся волнисто на месте, по-женски. Со временем повсеместные картинки развили нам обратно наше подавленное правое полушарие, отчего мы позволили женщинам голосовать и уравняли их в правах. Ещё недавно женщина прислуживала своему хозяину, вперившемуся в газету. А сегодня они вдвоём пялятся в телевизор, в полной гармонии. Равновесие возвращается - и между полушариями, и между полами.
Автор - недоучка, у него полно безграмотных ляпов. Он упорно путает катаров с альбигойцами, а женскую Индию захватывали извне только три главные группы мужских шовинистических свиней - арийцы, македонцы и арабы (кушанские, белогунн-эфталитские, великомогольские и великобританские свиньи укоризненно хрюкают). Причём арийцы у него почему-то чуточку грамотные, нахватавшиеся плодов месопотамской цивилизации, куда они завернули по пути. А до-арийская цивилизованная Индия всё равно индо-европейская, санскритская, это они придумали Веды, но не записали их, и потому остались женскими. Потом, правда, арийские завоеватели почему-то плюнули на своё месопотамское наследие и приспособили чужое мужское семитское письмо к чужому женскому санскритскому языку завоёванных, создав браминское письмо. Единственное, что спасло женскую Индию от маскулинизации, это нежелание браминов учить низшие касты грамоте. Ещё он долго несёт вздор про палочки и колбочки в глазу, будто палочки смотрят по сторонам, по-женски, по-правому, а колбочки - вперёд, по-мужски, по-левому. В общем, выглядит, что про большие куски своего текста автор и сам услыхал только недавно.
Его книжка сильно напоминает мне популярное произведение белого супремасиста Кемпа, о котором я тут когда-то рассказывал:
"Книжки - Марш Титанов" (та запись, кажется, привлекла наибольшее число комментариев в этом журнале - даже жалко, что пришлось почти все стереть). Напоминает ляпами, притянутостью за уши и замахом объяснять всю историю человечества. Но я прощаю ему все его недостатки. И не только потому, что с идеологией феминиста Леонарда Шляйна я в целом согласен, а с идеологией расиста Артура Кемпа - нет. А потому, что эта книжка беззлобная. Чувствуется, что линейное мышление, логика и абстракции - не его сильная сторона. У Кемпа - затхлая первобытно-охотничья целеустремлённость, а у Шляйна - холистическая атмосфера и яркие образы. Вот за образы ему и спасибо.
Да я ему всё прощу уже за одну только его чисто человеческую жалость к трём яблочным богиням. Как известно, Геру Зевс вынул себе на радость из живота Хроноса, Афину вынул Прометей из головы самого Зевса, а Афродита вообще родилась из гениталий Урана и пены Посейдона. Иначе говоря, бедные девочки появились на свет не из чрева матери, а из грубого мужского тела [да ещё с помощью мужского ножа и топора]. Ни одна из них не знала детства и материнской ласки. Неудивительно, что эти искалеченные создания согласились на унизительную подчинённую роль на Зевсовом Олимпе и приняли участие в конкурсе красоты, на потеху мужчинам. А Деметра, богиня раньшего времени, предпочла с достоинством удалиться. Это история не о женской красоте и влиянии, а о том, как мужская шовинистская свинья Зевс унизил одних женщин и прогнал других - разделял и властвовал.
Феминизм сегодня:
"Сорта ведьм" "Буквы читаю и в небо кошусь" "Баба с возу или жрица с колесницы?" This entry was originally posted at
https://i-eron.dreamwidth.org/222650.html