Многие хорошие люди, особенно склонные к механистическому мышлению, ещё не изжили неверное и глубоко порочное убеждение, будто запрет абортов способен привести к значительному увеличению рождаемости. Есть и такие, что до сих пор не избавились от остатков симпатии и даже, не побоюсь этого слова, уважения к
знаменитой журналистке Юлии Латыниной.
(
Read more... )
1. Восхищают люди, которые всецело поддерживают регулирование того, что они едят, пьют, вдыхают, выдыхают, покупают, продают, говорят, слышат, где и как они занимаются бизнесом, кого и как нанимают и увольняют, на ком женятся и с кем разводятся, и т.п. - но вот в этом конкретном случае они вдруг становятся твердокаменными либертариями и восклицают "да как смеет нахальное государство лезть?! а как же свобода воли?!". Ребята, оно уже давно никуда не лезет, оно уже давно там сидит и ножки свесило, и вы же его туда посадили. Так что извините, ваша любовь к свободе в одном конкретном узком случае выглядит неубедительно.
2. Аргументировать разрешение/запрет абортов с точки зрения демографии - это как обсуждать смертную казнь с точки зрения нужды урановых рудников в каторжанах. Т.е. можно, конечно, и этим заняться, но тогда всякие вопросы морали придётся снять и оставить у входа, и дальше рассуждать исключительно в смысле пушечного мяса. T.e. если полезть в эти дебри, то там можно найти много интересного (отнюдь не в пользу Латыниной), но я в эти дебри лезть не хочу, уж больно неаппетитны.
3. В контрасте с предыдущим пунктом, в западном дискурсе, насколько мне видно, основная дискуссия ведётся по совсем другому вопросу - когда зародыш становится человеком. Тут есть две крайности - от every sperm is sacred до доктора Кермита Госнелла. Где-то между этими неприемлемыми крайностями находится разумное решение, по поводу того, где именно, и ведётся активная дискуссия.
4. С удивлением узнал, что в США не существует никаких ограничений на аборты. До сих пор я полагал, что это немного не так. Что же касается Демоскопа вообще, то если бы они поменьше времени уделяли упражнениям в сарказме, а побольше - фактам, то качество их статей от этого сильно выросло бы. А то пассажи вроде "Латынина говорит, что в 37-м году увеличилась рождаемость - ах, ей 37-й год нравится?!" - вызывают у неангажированного читателя некое остолбенение. Дескать, с этой хохмой вы едете в Одессу? Или это статья "для своих", где всякое лыко в строку?
Reply
2+3. Верно, обе стороны любят говорить про высокое - защита прав неродившегося ребёнка или права женщины распоряжаться своим телом. Но если копнуть, демография вылезает с обеих сторон, может и не у всех спорящих, но у очень многих. Можно, конечно, игнорировать их или смеяться над ними, а самим спорить о высоком и чистом принципе. Мой опыт говорит, что такие споры бессмысленны.
4. Укорять Демоскоп за недостаточную информативность - неправильно. Я их читаю уже много лет, там большое число серьёзных информативных статей, исследований и сообщений, некоторые на вполне хорошем уровне. И раз в два выпуска появляется вот такая весёлая статейка в несерьёзной рубрике про лису. Тут они шуточно отвечают на статью Латыниной, стараясь попасть ей в тон. Мне показалось, что они сделали это умело и забавно, вот и всё.
Reply
2. Скажем, здесь в США я не вижу демографического аргумента. И понятно, почему: с одной стороны это будет выглядеть как "государству нужно мясо, увеличим удои с гектара!" (что в индивидуалистской Америке будет звучать немного диссонансом, и уязвимо для простейшего "а нам похер, что вам там в Вашингтоне нужно"), а с другой ещё хуже, как "от этих людей пользы никакой, лучше их убивать, пока они маленькие". К такому даже самый отважный политик на милю не подойдёт. В России, конечно, расклады другие, в российской математике ещё со времён Маяковского 1=0 со всеми вытекающими причудливыми последствиями.
Насчёт бессмысленности - тут я не судья, судя по тому, что дискуссии идут вот уже 40 с лишним лет, наверное, кто-то видит в них какой-то смысл.
4. Я вполне верю, что у них есть куча статей на высоком информативном уровне. К сожалению, именно эта статья не входит в их число. Шутка какая-то странная выходит: "Посмотрите, как мы осуждаем Латынину за неточности, натяжки и передёргивание, используя неточности, натяжки и передёргивания!". Типа, "мы тоже можем"? Так любой тролль на интернете может, тоже мне достижение.
Reply
Сорт мыслей номер два. Человек - это звучит гордо. Слишком часто родители прививают детям устаревшие воззрения, переданные им через поколения. Калечат неокрепшие души детей, которые ведь не выбирали родиться именно у этих. Папаша в традиционной семье - обычно домашний тиран, а остальные домочадцы будто отбывают пожизненное наказание ни за что, ни про что. Забитая мамаша сидит дома и рожает каждый год, пока не помрёт. А если не помрёт, так станет старухой к сорока годам, умеющей только пелёнки стирать. Травмированные дети часто сами вырастают в злодеев. Далее, "комьюнити" из таких людей - ужасное, затхлое, провинциальное, подавляющее, стигматизирующее любую индивидуальность, пронизанное отравленными слухами и страхом осуждения окружающими. Общество, построенное на традиционных семьях, состоит из несвободных людей, противится прогрессу и, как следствие, живёт плохо. Этот замкнутый круг можно порвать только через освобождение женщины, и вообще освобождение всех от всего и ломку традиционной семьи. Любое репродуктивное поведение должно быть не просто дозволено, а полностью дестигматизировано. Индивидуум решает, у него нет никаких обязательств перед семьёй, он свободен. Что хочет, то и делает. Далее, такие свободные люди будут в первую очередь расчитывать на благосклонное государство, освободившее их от семейного гнёта и защищающее их от осуждения традиционного общества. Они с радостью будут принимать прогресс, например, борьбу с традиционными промышленными корпорациями и вообще с любым угнетением и эксплуатацией.
Оба сорта мыслей в своих разных вариантах широко представлены в Америке. Который из них более индивидуалистский - это вовсе не простой вопрос. Оба этих сорта крепко связаны с разными представлениями о желаемом в демографии. И оба этих сорта бывают принципиальными и идеалистическими, а бывают откровенно корыстными политическими.
Reply
Reply
С этой фарисейской "вуалью честности и справедливости" такое дело - она иногда вуаль, а иногда нет. С каждой стороны есть люди, искренне и горячо убеждённые, что они за справедливость и честь. И даже не все из них идиоты, многие вполне понимают, что они едут вместе с лицемерными попутчиками. Более того, многие из "честных" не видят ничего дурного в том, чтобы пользоваться ответной поддержкой тех групп, которые они убеждённо защищают. Это механизм с положительной обратной связью, и вовсе не все полностью теряют идейную убеждённость, занимаясь политикой.
Мне кажется, что бессмысленно обвинять оппонентов в корыстном источнике их позиции. У многих это, хотя бы частично, не так, и они искренне возмутятся и ещё больше уверятся, что обвиняющий их оппонент - исчадие ада. А те, у которых это так и есть, вообще не воспринимают аргументов, призванных устыдить и заставить задуматься о собственной этике.
Reply
Reply
Аргументировать разрешение/запрет абортов с точки зрения демографии - это как обсуждать смертную казнь с точки зрения нужды урановых рудников в каторжанах. Т.е. можно, конечно, и этим заняться, но тогда всякие вопросы морали придётся снять и оставить у входа, и дальше рассуждать исключительно в смысле пушечного мяса.
и:
здесь в США я не вижу демографического аргумента. И понятно, почему: с одной стороны это будет выглядеть как "государству нужно мясо, увеличим удои с гектара!" (что в индивидуалистской Америке будет звучать немного диссонансом, и уязвимо для простейшего "а нам похер, что вам там в Вашингтоне нужно"), а с другой ещё хуже, как "от этих людей пользы никакой, лучше их убивать, пока они маленькие". К такому даже самый отважный политик на милю не подойдёт.
Я не политик, поэтому мне не страшно приводить аргумент, который выглядит аморальным. Но я всё-таки не хотел бы создавать впечатления, что я рассматриваю политику в терминах пушечного мяса. Поэтому я пытаюсь возразить на Ваши слова двумя способами. Во-первых, "демографического аргумента в США" может быть "не видно" только из-за "вуали честности и справедливости". На самом деле он присутствует в умах большого числа людей и, более того, является важной подоплёкой их взглядов. "Надо увеличить рождаемость, иначе пенсионную систему ожидает крах" - например. Более того, мне это даже не обязательно кажется аморальным. Людям может искренне нравиться тот сорт устройства семьи и общества, за который они стоят по корыстным мотивам. Во-вторых, я "напомнил" про аборты не потому, что этот аргумент - причина моего собственного взгляда на аборты. Мой взгляд на аборты полностью основан на идеологии и не имеет никакого отношения к корысти (что видно хотя бы из того, что я не верю в существенное влияние политики, связанной с абортами, на будущую демографию). А потому, что это может повлиять на формирование политических взглядов других людей, даже если они, прикрываясь "вуалью", этого не признают. И главное, потому, что мне хотелось бы нести людям свет знания и искоренять предрассудки, противоречащие выводам современной науки :-)
Reply
С другой стороны, моя проблема в связи демографии и разрешения/запрета абортов именно в том, что в данном случае, допустим, Наука на стороне противников запрета. Ок, записали - наука против, значит, не запрещать. А в другом случае окажется, что - чисто демографически, статистически - некая группа населения, например, потребляет больше велфера, чем платит налогов, и демографически её рост государству невыгоден. И что, мы, такие учёные, будем учреждать обязательные аборты для этой группы? Или пойдём, чего доброго, ещё дальше? Или так скромно и нежно, всего лишь стимулировать, что почти даже и не стыдно? Где-то там у нас должны появиться другие соображения, не основанные на весьма почтенных соображениях научной статистики. И если эти соображения появляются в этом случае, то, может быть, эти же соображения стоит учесть и в другом случае? Вот об этом-то я и хотел напомнить. Что "свет науки" это ещё не всё - иногда надо учитывать другие соображения, в плане того, что и как им освещать.
Reply
Но человек, который решает, резать ли палец, должен правильно представлять себе, к чему это приведёт. Это может повлиять на его решение. И даже вне зависимости от влияния - знать лучше, чем не знать.
Да, политики используют "науку", как дубинку. Вне связи с этим, люди формируют убеждения, исходя не только из внутреннего этического чувства, но и из практических представлений о реальном мире. И вот хотелось бы, чтоб представления у них были информированными. Мне бы хотелось этого, как самостоятельной цели. А если у них ещё из-за этого и убеждения будут чуть менее нелепыми, совсем хорошо.
Например, человек слышит (обычно через цепочку стиля "испорченный телефон") о важном научном выводе "если не перестать жечь нефть, мы все скоро испечёмся от глобального потепления и одновременно утонем под водой из растопленных ледников". Это подкрепляет его внутреннее этическое чувство о том, что человечество слишком расплодилось на матушке-Земле и испоганило её чудесную зелёную природу. И вот, удачно соединив "науку" с "этикой" в своей бедной голове, он становится горячим сторонником того или иного политика с дубинкой. И помогает ему громить нефтяные корпорации, одновременно возмущаясь ценами на автобусный билет. Гармония. А если бы он вместо такой науки услышал бы другую, может, пожалел бы нефтяников и поехал бы со своей дубинкой в Индию, тигров спасать.
Reply
Leave a comment