Чем дальше в лес

Dec 03, 2013 18:08

В 2010 году из результатов анализа неандертальской ДНК мы узнали, что они смешивались с разумными и их гены сидят в нас в количестве примерно 2%. Не все наши прапрабабушки и прапрадедушки были разумными, где-то один/одна из 50 был/а неандертальцем/кой. Это открытие совершенно изменило наше представление о том, как мы получились. Теперь уже ( Read more... )

евгеника, археология

Leave a comment

thrasymedes December 4 2013, 21:51:10 UTC
Про размножение энтов:

Еще одной поразительной чертой Линнея была не отпускавшая его - порой, можно сказать, нездоровая - сексуальная озабоченность. Его особенно впечатляло сходство между некоторыми двустворчатыми моллюсками и женскими половыми органами. Органам одного из видов моллюсков он дал названия «вульва», «лабиа», «лобок», «анус» и «гимен». Растения он группировал по свойствам их органов размножения и нарочито наделял их схожей с человеческой эротичностью. Его описания цветов и их поведения изобилуют ссылками на «беспорядочные сношения», «бесплодных сожительниц» и «брачную постель».
Весной, - писал он в одном часто цитируемом отрывке,
«…любовь приходит даже к растениям. Мужские и женские особи… устраивают бракосочетания… показывая своими половыми органами, кто мужчины, кто женщины. Листья цветов служат брачной постелью, которую Творец убрал так чудесно, украсил таким великолепным пологом и надушил таким множеством тонких ароматов, чтобы новобрачные могли как можно торжественнее сочетаться брачными узами. Когда постель готова, жениху пора заключить в объятия свою возлюбленную и отдаться ей».
Одному роду растений он дал название Clitoria. Неудивительно, что многие считали его странным.

Reply

i_eron December 4 2013, 22:30:13 UTC
Первая мысль - это подтверждает, что непомерная страсть к порядку и контролю, разложить всё по полочкам и чтоб лежало - не просто симптом, а часть более общего заболевания. Но Линней был непростым типом, хитрым, так что, мне кажется, тут слишком мало информации для таких выводов. Вдруг он это всё с той же целью, что журналист Nature - ради интереса широкой публики.

Например, мне очень нравится, как Линней поделил людей: на Американских (медного цвета, холерического темперамента, живущих обычаем), Азиатских (копчёного цвета, меланхолического темперамента, живущих воззрениями), Африканских (чёрного цвета, флегматического темперамента, живущих капризом) и Европейских (светлых, сангвинического темперамента, живущих законами). И "чёткой границы" между людьми и остальными у него явно не было. Какой-то шведский писатель про него сказал, что это был поэт, случайно ставший учёным.

Reply

nu57 December 5 2013, 13:24:34 UTC
Про азиатских, живущих воззрениями, vs европейских, живущих законами, гениально, я не знала. Интересно, согласились ли бы с этим сами "азиаты" и "европейцы"? (мне, как человеку, относящемуся и к тем, и к другим, кажется, что правильно. И ты можешь дразнить меня, в зависимости от ситуации: "О, вот сейчас в тебе взыграл европеец!").

Reply

i_eron December 5 2013, 18:15:39 UTC
Знала, но забыла. Да, это он хорошо сказал.

Насколько я понимаю, под азиатами он не имел в виду евреев. Как-никак именно мы изобрели моральный закон. Думаю, он имел в виду консервативные традиционные общества, китайцев, индийцев и мусульман.

Reply

nu57 December 6 2013, 07:34:39 UTC
Закон, который мы изобрели и которым живём, - он и есть "воззрения". Как я там говорила, так и здесь скажу - мы азиаты, куда бы Линней нас ни относил. С отдельными прорубами порывами прорывами в европейство.

Reply

i_eron December 6 2013, 17:25:45 UTC
Я думаю иначе. "Закон" - это система абстрактных принципов, которую нельзя менять просто по желанию или по собственному мнению, которая имеет самостоятельную, универсальную ценность, а не просто временно полезна кому-то. Считается, что современный "закон" получился у римлян, это они первые говорили "я бы и рад тебя отпустить, но по закону тебя надо отдать львам на растерзание, ничего не поделаешь". Или наоборот - "если ты всего лишь дотронешься до капли крови жертвенного животного, будем считать, что закон удовлетворён, ты участвовал в обязательном жертвоприношении, хотя мы оба понимаем, что на самом деле нет". Но понятно, что это всё они у нас слизали, наш закон тоже работает отдельно от людей, как будто он - самостоятельное существо. Именно в этом отличие от "азиатских" деспотов, хоть современных грекам и Риму древнеперсидских, хоть современных Линнею индийских и персидских. Европа и Азия получились из Греции (потом Рима) и Персии. Мы были ни то, ни сё. В каких-то смыслах - больше как персы, но в смысле "закона" - явно как Рим, хоть и по-другому.

Reply

nu57 December 6 2013, 09:52:02 UTC
Если верить Павленкову, "как это часто бывает у людей выдающихся дарований <хм, это он о ком, кроме Сократа?>, жена Линнея была полной противоположностью своего мужа. Невоспитанная, грубая и сварливая женщина, без умственных интересов, в блестящей деятельности мужа она ценила только материальную сторону; это была жена-хозяйка, жена-кухарка, обычный женский тип германских народов <ну да, жена Томаса Манна, например, или Эмми Нётер, или Лиза Мейтнер>. В экономических вопросах она держала власть в доме и в этом отношении имела дурное влияние на мужа, развивая в нем наклонность к скупости. Отношения ее к семье представляют много печального; у Линнея был один сын и несколько дочерей; мать любила дочерей, и они выросли под ее влиянием необразованными и мелочными девушками буржуазной семьи. К сыну же, даровитому мальчику, мать питала странную антипатию, всячески его преследовала и старалась восстановить отца против него."

Так что некоторая неудовлетворённость или даже озабоченность неудивительна.

Reply

thrasymedes December 6 2013, 10:25:23 UTC
Озабоченность - это нормально. Странно, что он ее так выпячивал

Reply

nu57 December 6 2013, 11:34:08 UTC
Ничего особенно не выпячивал. Скорее, поэтическая реакция на рациональность Просвещения, такое преддверие романтизма. Примерно тогда же в России появился Барков, а в Англии - эротическое An Essay On Woman".

Reply

thrasymedes December 6 2013, 21:07:27 UTC
Романтизм - это тонкие чувства, а не толстые *** . От романтиков скорее можно ожидать целомудрия
Барков чрезвычайно рационален и схематичен. У него что-то вроде сексуальной экономики - что ты можешь предложить на сексуальном рынке - получи соответствующее вознаграждение. Современник Адама Смита.

Reply


Leave a comment

Up