Маленькие дети очень внимательно относятся к возрасту. Это, может быть, самая важная их мерная шкала. "Ему три года, он гораздо меньше меня!" Возраст напрямую связан с ростом и размером. Отклонения тщательно регистрируются - "она говорит, что ей уже девять, но она меня ниже". Иногда реликт этого отношения забавно встречается у взрослых, когда они говорят "ты больше меня" в смысле "старше" - я много раз слышал подобное от дылд в армии.
Понятно, что детей интересует возраст других детей. И их собственный, конечно. Возраст взрослых они понимают очень смутно. А возраст, скажем, автомобилей, технологий (телевизор, костёр, унитаз, шитьё, пластик, супермаркет, айфон), стран или Вселенной их вообще не занимает - это всё взрослые интересы. Они ранжируют детей по возрасту, ставят себя на место других детей. И, смотря на детей другого возраста, они представляют себе себя в будущем или прошлом. Например, наша младшая смотрит дурацкий сериал "Фулл Хаус", про жизнь трёх сестёр. Возраст этих девочек очень важен, конечно.
Но возраст плюшевых игрушек и сказочных героев - другое дело. Играя с медведем и зайцем, мы представляем себе сегодня, что они - ученики (нет, чёрт, как же это - посетители? воспитанники? а, вот - клиенты!) детского сада. Им - по четыре года. А завтра - что они отважные путешественники (десять?) или даже мама и папа (взрослые?) вон той обезьяны. Их возраст зависит от ситуации, но на самом деле он известен очень смутно или вообще никак. Это потому, что они воспринимаются индивидуально, по своей роли, виду и характеру, а не в ряду детей разного роста и статуса. "Я буду, как она, когда вырасту" - это может быть про Принцессу, но никак не про Сову. Непонятно, сколько ещё нужно расти до Совы.
То же самое с Муми-троллем, Чебурашкой и Пятачком
. Ну да, Снусмумрик старше Муми-тролля, а Снифф - младше. Но примерять эту шкалу на себя - ни к чему. Сколько именно лет Муми-троллю - такой вопрос вообще не возникает. Его внешний вид и образ жизни слишком отличаются от известных нам детей. Часто сказочные персонажи делятся на детей и взрослых, но совсем не всегда. Понятно, например, что Крошка Ру - ребёнок, ведь у него есть мама. Но непонятно, Зайчик-Побегайчик с Лягушкой-Квакушкой в тереме-теремке - дети или нет. Это какой-то нелепый вопрос.
Конечно, мне тут придаёт уверенности то, что причины такого детского отношения к возрасту - простые, понятные и укладываются в стройную теорию. Но знаю я это не из теории, умозрительно, а непосредственно - просто хорошо помню своё собственное детское отношение к игрушкам, персонажам книжек и мультфильмов. И я помню, как взрослая реалистичность стала постепенно вторгаться в моё детское восприятие - "Чем живут муми-тролли? Откуда у Винни-Пуха мёд? Что будет, если смешать мёд с опилками? Почему Чебурашка умеет читать, а потом не умеет?"
До сих пор я даже думал, что всё вышесказанное очевидно, общеизвестно, тривиально. А значит, взрослые шуточки вроде дурацких намёков на нездоровое отношение Карлсона к Малышу или ужасно смешное
"купает чужого мужчину" у
sumka-mumi-mamy смешны именно из-за своей нелепости.
Но
sumka-mumi-mamy говорит, будто дети стремятся привязать сказочных персонажей к своей важной детской возрастной шкале. Мне кажется, это неверно - только очевидных детей стремятся. Мои дочки (правда, уже немного слишком "большие", 9 и 13)
"подтвердили мою версию". Вопросы о возрасте Винни-Пуха и его коллег им явно показались неожиданными и нелепыми. Но я часто спрашиваю дурацкое, так что постепенно они включились в игру и стали спорить, давая самые разные оценки. Зато розовая толпа всех этих Русалок, Барби, Белоснежек, Золушек и Храпунцель оказалась, как я и ожидал, чётко 16-18-летней (подозреваю, что Муху-Цокотуху они, подумав, включили бы туда же, но теперь уже поздно выяснять). Красной Шапочке - восемь, а Волку - кто его знает. "Десять? Ха-ха-ха."
Получив желаемое, я попробовал облегчить старшей когнитивный диссонанс с Пятачком. Ведь он явно очень маленький, но говорит богатым языком, и может сам ходить в лес. "Он - свинья", сказал я, "свиньи вообще не разговаривают, так что нелепо определять его возраст по разговору. Он - сказочное существо." Это было воспринято с удовлетворением. Зато когда я потом пересказал это младшей, она горячо возразила - никакая он не свинья, он вообще нарисованный. Что у него вообще общего со свиньёй? Слово "поросёнок"? И она права - Пятачка и на шкалу возраста свиней нелепо проецировать, не только людей. Она же видела настоящих поросят.
А вот дети
sumka-mumi-mamy - наоборот,
"подтвердили её версию". Получается, что есть разные сорта детей - кто бы мог подумать! И что они непонятным образом повторяют в этом родителей.
"Кювье - Ma gavte la nata" "Лошадки весёлые и печальные" "Плюшевая эволюция" "Не наши друзья"