Читать крысам стихи (via
"Хорь и Крыс" @
xaxam) - отличное добавление к списку исследований (
"Дни беспечные в науках и в пирах"), в которых учёным приходилось мерить свободу воли у мух, вызывать у шимпанзе зевоту, учить попугая танцевать и доказывать отсутствие расизма в сексуальных предпочтениях именно ялтинских божьих коровок (кажется, в отличие от
(
Read more... )
Жалко только, что они не уточнили, какой именно хорей предпочитают крысы.
Может, весёлый пушкинско-чуковский танцевальный хорей -
И уселись все за стол;
И веселый пир пошел.
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшут крысы за столбом.
А все злые крысоловы
Не промолвив ни полслова,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Или одинокий монолог Григория из "Бориса Годунова" («Что за скука, что за горе наше бедное житье!»), про который Бонди рассказывает, что он был передан хору пьянствующих крыс чернецов "только потому, что восьмистопный хорей звучал очень уж соблазнительно-разгульно"?
А будь это 4-ёх-стопный хорей с женскими окончаниями без рифмы, получилась бы "Песнь о буревестнике": "Крысы стонут перед бурей! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом стоне..."
Или, если бы оказалось, что крысам больше нравятся дактилические окончания, их бы можно было заподозрить во врождённых народнических настроениях:
Грамоты старинные
Вместе почитать,
И хвосты крысиные
В такт за Русь поднять...
А, может, это предсмертный вопль крысо-Мышильды, которой наступили на хвост?
Мой сынок, король мышиный,
не простит моей кончины,
отомстит тебе за мать
мышья рать.
Ещё можно было бы упомянуть разнесённую крысами эпидемию чумы 14в., связанную с ней историю про Гамельнского крысолова и последовавшую за ней хореоманию - охватившую Европу танцевальную эпидемию.
В общем, в сотрудничестве с Гаспаровым, Шенгели и прочими у них бы куда интересней получилось.
Reply
Умпа-умпа, недо-умпа,
Умпа-умпа трах-тарарам!
А мне нравится каждый из этих разных хореев, я могу перестроится. От разгульных частушек и весёлых танцев, до шуршащих народнических и звенящих пророческих (хоть лучше всего, конечно, "король мышиный"). И это большое облегчение, а то я уже подозревал, что я крыса. Да что там, мне даже козлиный гекзаметр иногда нравится. Гибкость, эклектизм ритмов - вот чем мы отличаемся от других зверей!
А как классифицировать "дар напрасный, дар случайный"? Маршировать под него что-то не получается.
Reply
Под него получается ехать (цОк-цок, цОк-цок). Не могу сейчас найти ту книжку Гаспарова (её изъяли из сети), но вот тут и ещё немного тут мной из неё пересказаны куски. Гаспаров говорит, что абсолютно все (!) пушкинские стихи о дороге написаны этим размером, и во многих из них - повторы: "Мчатся тучи, вьются тучи", "То в кибитке, то в карете", "Вьюга злится, вьюга плачет", "Город пышный, город бедный", "Всё влюбленный, всё печальный". Как на кочках подскакивает в кибитке. Ну и мысли подскакивают и заикаются.
Да, я не поняла - а из чего следует, что ты не крыса?
Reply
Я не крыса, потому что крысам нравится простой и бодрый вариант хорея, а мне нравятся разные, для чего нужно переключиться каждый раз на новый ритм. Крысы переключаться не умеют - так я думаю.
Помнишь, что в машине тиканье при сигнале левого поворота - "тик-так, тик-так, тик-так", а при сигнале правого - "так-тик, так-тик, так-тик"? Так вот, смысл исследования в том, что мы слышим оба ритма (правда, будто бы, не по желанию), а крысы - только правый. Крупное достижение, я считаю.
Reply
Leave a comment