Фотосеминар "Искусство науки"

Mar 29, 2010 00:47

В воскресенье, в 12 часов дня в клубе Artefaq прошёл фотосеминар. Про фотографию рассказывал Дмитрий Чернышeв, он же mi3ch.

Я решил сходить, благо тема для меня интересная. В этой заметке привожу краткую выжимку того о чём говорили (всё равно получилось многабукаф) и вообще свои ощущения. (Интересно будет перечить через несколько лет)

В клубе модном

Не знаю почему, но ехать на семинар было как-то стрёмно. А что там будет, кто его знает, может там гламурная тусовка или фейс-контроль. Вобщем терзали меня смутные сомненья, как оказалось зря. В клуб приехал заранее, чтобы с комфортом разместиться. Случилось так, что вошли с Дмитрием практически одновременно. Когда я его увидел, то подумал, что это наверное он, т.к. видел его лицо на юзерпике, но засомневался, поэтому здороваться не стал, а вруг я что-то перепутал, получится неловко, а кому же этого хочется.

Одет он был неброско - болоневая куртка небесного цвета, однотонные штаны милитари, цвета хаки с боковыми карманами чуть выше колен, чёрная футболка (ти-шорт, как говорят французы :). Народу собралось не так много, как я ожидал, думаю было около 100 человек, я думал будет полный стадион. Отметил для себя, что у Дмитрия Мак.

Я разместился у барной стойки, повернув высокй стул в зал. Поехали. (Не могу ручаться за хронологичность, я лишь постарался её придерживаться, как запомнил).

Зачем?

Первый вопрос был - солько в зале профессионалов, тех кто зарабатывает фотографией на жизнь - оказалось таких двое. Следующий вопрос - а зачем все остальные, присутствующие занимаются этим делом? Начался диалог с залом. Прозвучали следующие ответы - потому что это красиво, потому что нравится, потому что хочу показать красоту людям и так далее. Дмитрий высказал такую мысль - любители занимаются фотографией чтобы нравится другим, они хотят чувствовать себя лушче других, за счёт этого, поднимается собственная важность (см. ЧСВ). Да, как говорится, по-честноку.

Был так же упомянут широко известный факт, что общий уровень фотографии сильно упал. Съемка стала доступной каждому и ноосферу затопил поток фоток сделанных любителями. Фотографии эти довольно унылого качества. Тенденция очевидна - чем проще и доступнее становится что-то, тем больше непрофессионалов начинают этим заниматься, тем хуже в среднем качество. Аналогичная ситуация ждёт нас и с кино. Аватар сделанный за несколько часов у себя дома и выложенный в сеть скоро станет реальностью, таков Димин прогноз. Она рассказал, что сложившееся положение приведёт к тому, что из фото уйдут профессионалы. Они потратили много времени и сил на овладение искусством, и вот пришли любители и без усилий делают вроде бы то же самое.

Фотошоп

Следующая тема для обсуждения была - фотошоп. Хорошо или плохо пользоваться фотошопом, можно ли и нужно ли. Что он делает с фотографией? Улучшает или уродует? Противников фотошопа было немного и они легко сдали свои позиции и признали, что и сами порой им пользуются. Дмитрий развил эту тему дальше. Макияж, которым пользуются почти все женщины - это тоже фотошоп. Мы хотим выглядеть лучше в глазах других. Мы убираем квартиру перед приходом гостей - это фотошоп. В фотошопе нет ничего плохого, он везде, мы все давно им пользуемся, а остальное от лукавого.

Я считаю, что средства нужны для достижения цели, поэтому использовать фотошоп или нет - спорить бессмысленно. Для полноты картины, рассмотрим фотографию, как документ, как документальное подтверждение, свидетельство очевидца, и в этом случае натуральность, отсутствие правок, будет таким же приёмом как фотошоп в ином случае. Так что, зависит от цели. А то, что поборники морали кривят свои нежные губки при виде обработанного фото, так это ханжество. Дмитрий выразил это так - либо то что вы сделали работает либо нет, а фотошоп здесь ни при чём, просто нужно им умело пользоваться и иметь вкус и чувство меры.

Энергия

Взаимодействие это обмен энергиями. Даже если ты ругаешь знакомого и говоришь, что он тебя использует, - всё равно, раз ты общаешься с ним, значит получаешь что-то взамен, даже если и не можешь объяснить что.

Снимок несёт энергию, замысел автора. Существование снимка должно быть оправдано с энергетической точки зрения. Зритель должен что-то получить взамен времени, потраченного на просмотр фотографии. В большинстве случаев современный зритель уходит ни с чем, в этом заключается беда любительской фотографии. Она не оправдывает ожиданий, слишком много пустоты. Зритель разучается видеть, его приучают к обману. Если вы показываете фотографию, то те 3 секунды которые на неё смотрит зритель, должны быть чем-то вознаграждены.

Зритель

Фото это всегда диалог. Без зрителя нет фото. Это нужно понимать, это нужно учитывать. Посмотреть глазами зрителя, обратиться к нему. Чтобы понимать, видеть, - нужно развивать кругозор. Имеющий глаза, да увидит. Чтобы видеть нужно знать.

Не перегружать

Одна фотография - одна мысль, одна идея. Перегружать плохо. Был приведён, по-моему не очень подходящий пример, с мячиками. Поймать один мячик несложно. Два? Больше двух? Конечно эта мысль втупает в некоторое противоречие с многослойностью, присущей шедеврам, но если вдуматься, то правило это справедливо и здесь. Идея одна, только она передана многими тонкими штрихами и интонациями. Они постепенно раскрываются, наполняя картину глубиной.

Контраст. Прошлое. Будущее. Новое.

Чем привлекают известные фотографии. В чём сила их воздействия? Вот некоторые приёмы.
Контраст - маяк захлёстывает гиганская волна, человек стоит на площадке маяка, он спокое т.к. не видит волну которая через секунду его захлестнёт. Насквозь прострелянный шрапнелью вагон, в дырах улыбающиеся лица солдат.
Прошлое - маленькая девочка, из рукавов свисают перчатки на резинке, но они ей сильно велики.
Будущее - японка в кровати с молоденьким европейцем держат в руках бокалы с вином, за ширмой в спальню входит муж-японец, на стене висит японское оружие: звёздочки, мечи, нунчаки.
Новое - то, что вы вряд ли увидите в обычной жизни. Необычные явления природы, вещи, ситуации и прочее.

Была высказана мысль - не важно как вы добились хорошей фотографии - привезли плюшевого мишку с собой, чтобы положить его на руины, разрушенного войной, дома или вам посчастливилось и он там уже лежал. Главное - работает это или нет. И если это работает, то не всё ли вам равно как это было сделано, фотошоп это или нет.

Как пробить барьеры

У разных людей разные области деятельности. Тому кто живёт на гавайях местные закаты и восходы определённо надоели. Они не являются чем-то необычныи и приелись. У человека возникает блок. Так мы перестаём слышать тиканье старинных часов с кукушкой в доме у бабушки. Привычное не удивляет. Чтобы пробить блок нужно показать что-то необычное, так проще пробиваться.

Перебор

Как известно, перебор он даже в картах плох. Нужно чувствовать, когда из-за неразумной обработки фото переходит в китч, и не переходить эту грань. Много цветов и все очень яркие. Одна и та же мысль выражена нескольк раз или очень нарочито. Это плохо. Намёк, тонкий как улыбка Джоконды, должен постоянно ускальзать. Только нам показалось, что мы уловили его - вот же он, мы видим, - ан нет... чу, уже куда-то вспорхнул или просто померещилось?

Вопросы

- Почему многие фото черно-белые?
- Более выразительные, оставляют пространство для фантазии, воображения, интерпретации. Так, например, черно-белые фотографии последствий террактов оказывают более сильное впечатление, чем цветные, хоть на цветных кровь бросается в глаза.

- Что читать, как жить?
- Читайте всё что сможете найти, пробуйте как можно больше разных книг, обязательно найдёте что-то подходящее именно вам. Простой рецепт "как жить", от Джоан Роулинг - 1. Найдите то, чем вам больше всего нравится заниматься; 2. Найдите тех кто готов платить за это деньги.

- Стоит ли давать фотографиям названия?
- Название должно что-то добавлять фотографии, например какое-то новое измерение. Например после прочтения названия вы видите её в совсем ином свете или она становится другой. И конечно, если на фото изображён троллейбус, то не стоит называть его - троллейбус. Спросите у Капиата Очевидность почему.

- Вкус это врождённое или его можно приобрести?
- Нет ничего врождённого, мы всё получаем сами. Что мы смотрим, что читаем и делает нас теми, кто мы есть. Конечно вкус можно развить. Чтобы научиться видеть - отсмотрите 100 000 фотографий и отберите из них понравившиеся. Объясните себе что вам понравилось в них, разберите их на атомы. Каждый понятый приём становится вашим - пользуйтесь.

Были затронуты и другие темы, однако я решил ограничится перечисленным выше.

И на последок, конечно же, - спасибо Дмитрию за содержательный семинар.

P.S.

Я не посещал подобных семинаров раньше. Изначально у меня было немного скептическое отношение к происходящему. Зачем ходить и что-то слушать, когда обо всём уже написано в книгах и даже более полно и подробно, нужно только хорошие книги найти. И вроде ничего особенного и всё и так понятно, однако опыт показал, что подобный формат тоже полезен. Остаются более яркие, насыщенные воспоминания, материал лучше запоминается, получается глубже его прочувствовать, вовлечение намного сильнее. Мысли сами по себе возвращаются к обсуждению, вспоминаешь, разбираешь, анализируешь. Ну и живое общение всё же, диалог.

фотосеминар

Previous post
Up