Прогулки по Яффо - 22. Археологический парк.

Sep 17, 2014 18:32


Прогулки по Яффо - 22
Археологический парк


Общий вид Археологического парка Старого Яффо, разделенного дорожкой на две зоны.
На переднем плане - «Зона Ворот Рамсеса», На заднем плане, за оградой  -  «Зона Львиного Храма»
Фото автора
*          До середины XX века специалисты по библейской археологии поглядывали  на Яффо с двойственным чувством: самый древний в мировой истории порт, несомненно, таил  в себе немало сюрпризов, однако,  упоминания о нем в первоисточниках священной истории  были очень скудны. Последнее связывалось с тем, что город никогда  не занимал такого административного положения в Палестине, как Лахиш, Кейсария, Масада и, уж тем более, Иерусалим. 
         Впрочем, так, скорее всего, искатели древностей  себя только успокаивали. Главная же причина их «равнодушия»  была в том, что из-за тесноты застроек просто негде было работать. В отличие от знаменитых ближневосточных раскопок, проводившихся в давно опустевших местах, будь то  Ур, Мегиддо, Ниневия или Троя, яффский порт функционировал прекрасно, а поселение вокруг него постоянно разрасталось.  И вполне понятно, что домовладельцы, мало интересуясь судьбами пророка  Ионы, праведной Тавифы, Петра апостола и Шимона - кожевника, ни при каких условиях не позволили бы перерыть свои дворы в поисках абсолютно ненужных им свидетельств пребывания на этом небольшом прибрежном участке Ноева ковчега, ворот Никанора или плотов царя Хирама.  Лишь то, что находилось на поверхности земли, можно было еще как-то выменять или купить. Но для этого требовались немалые деньги и, конечно же,  везение.


Шарль-Симон Клермон-Гано
1846-1923 [i]

Так, в 70-80-х годах XIX века в одной из поездок по пригородам  Яффо, несказанно повезло любителю старины,  французскому вице-консулу Шарлю Клермон-Гано, обнаружившему в деревне Абу-Кабир саркофаг и надгробные плиты -  неоспоримое свидетельство  еврейских захоронений начала I тысячелетия.  Эта находка пролила свет на многие тайны истории, прославив имя первооткрывателя.  Не меньшая честь также принадлежит его современнику - русскому барону Платону фон Устинову, собравшему в своем яффском дворце крупную археологическую  коллекцию, включавшую  в себя и  вышеупомянутые артефакты, к слову, хранимые сейчас в Музее древностей Яффо.
         До образования Государства Израиль , чуть ли не единственным  академическим  исследованием в Яффо, основанным на  результатах деятельности полевой экспедиции, явилась  работа коллектива Американской Школы Археологии из Иерусалима под руководством Джорджа Аарона Бартона в самом начале XX  века. Результаты раскопок, опубликованные в 1903 году в двух небольших заметках, всколыхнули тотчас же научную общественность: оказалось, что тот легендарный порт, в котором строители царя Соломона принимали ливанский кедр для строительства Храма, находился не на нынешнем побережье, а за восточной границей города  - в заболоченной местности.   Там, где  сейчас расположен стадион «Блюменфельд».
          Дальше этого открытия дело у археологов не пошло по уже упомянутой причине: места для широкомасштабных изысканий не было из-за тесноты городских застроек. Работа застыла, исследования прекратились и ученые затосковали. Но, как порой случается в таких случаях, «помогло несчастье».


Древний город тщательно хранит свои секреты уже четыре тысячелетия
Фото автора

*    В середине 1936 года в ответ на  эскалацию  вооруженного арабского мятежа на территории подмандатной Палестины, британские власти  установили  контроль над стратегически важным яффским портом и попытались обезопасить своих служащих от угрозы террористических акций. Главная проблема состояла в том, что эти угрозы подкреплялись действиями, причем, в условиях узких проходов между домами, налепленными буквально один на другой, каждый переулок становился баррикадой, а крыша - огневой точкой. И штаб военной администрации  принял смелое  решение, впоследствии вызвавшее  неоднозначную реакцию не только в Лондоне, но  и во всем мире.
     После тщательно организованного молниеносного выселения жителей центра Яффо,  войска зашли в город со стороны дороги на Газу (нынешняя улица Йефет) и разделились по двум осям, минируя и взрывая на своем пути дома, после  чего территория  подверглась  еще и бомбардировке с воздуха, уничтожившей  остатки  строений. На все от начала до конца ушло  ровно две недели  - с 16 по 29 июня, а результатом явился огромный пустырь в форме якоря (британцы эту акцию так и назвали «Операция «Якорь).  Через  12 лет к жалким остаткам  центра Яффо, прибавились еще и руины  окружающих районов -  результат  многодневных боев в войне за независимость Израиля. А в конечном итоге  новорожденное Еврейское Государство получило полуразрушенный город с омерзительной зоной запустения - местом постоянного обитания уголовных элементов всех мастей.  Порт давно не работал, а некогда роскошная приморская полоса представляла собой гигантскую свалку мусора, отравляющую миазмами близлежащий Тель-Авив и вызывающая отвращение, как у горожан, так и у туристов. Пожалуй, только археологи не скрывали своей радости:  теперь  ничего не могло помешать им в занятиях желанными раскопками.
        И уже 1 ноября 1948 года Филипп Лангстафф Орд Гай(1885-1952), уроженец Шотландии, хорошо известный по своей работе в Мегиддо, возглавил изыскания напротив латинской церкви Святого Петра.  Всю сознательную жизнь он провел на Ближнем Востоке, занимая руководящие должности в Управлении по делам древностей сначала в подмандатной Палестине, а затем в Израиле.  Свою работу ученый совмещал с активной политической деятельностью, участвуя в ... сионистском движении.  Впрочем, изумляться не приходится - ведь, бывший офицер британской армии был женат на Ямиме, дочери Элиэзера Бен - Йехуда - того самого легендарного основателя гебраизма, что посвятил себя возрождению  иврита в качестве современного разговорного языка.
      К сожалению, раскопки  поселений времен  Бронзового и Железного веков на территории Яффо продолжались всего два сезона и были прерваны ввиду тяжелой болезни организатора экспедиции.  Спустя несколько лет  работы  возобновились, но к тому времени в команде исследователей  появился  новый и очень сильный игрок, которому суждено было навсегда войти в историю археологии  Земли Израиля.

*       Яков Каплан эмигрировал в Палестину в трехлетнем возрасте вместе со своими родителями из польского Белостока, входившего  тогда в состав Северо-Западного края Российской Империи. Город, основное население которого составляли евреи, был печально известен на весь мир редким по масштабу погромом 1906 года. Пережитый ужас и чувство надвигающейся катастрофы  заставили семью сдвинуться с насиженных мест. Пароход отплыл  из Одессы 28 июля 1914 года - в день объявления  войны, поглотившей впоследствии всю Европу.
     Яков вырос в Яффо, учился в хайфском Технионе, в 25 лет  получил диплом инженера, устроился на временную работу в экспедицию, проводившую раскопки в Бейт Шеарим и ... пропал на три года. Он настолько увлекся древней историей, что не мог уже думать ни о чем другом. То был период, когда весь мир следил за открытиями, в точности подтверждающими библейские тексты.  Доклады руководителя экспедиции профессора Биньямина Мазара, друга и родственника будущего президента Израиля Ицхака Бен-Цви, вызывали колоссальный интерес не только в академической среде.  В преддверии радикальных  изменений во всем ближневосточном регионе археология буквально на глазах превратилась в поле идеологической битвы. А сами ученые естественным образом стали  консультантами политиков. За время работы в экспедиции  Яков Каплан приобрел большое количество весьма влиятельных  друзей, что  во многом и определило успех его будущей карьеры.


Яков и Хая Каплан, 1949г. Из альбома семьи [ii]

Известие об образовании независимого израильского государства он встретил в офицерском мундире британской армии,  К тому времени Каплан уже 9 лет служил военным инженером и занимался строительством, сохраняя при этом самый живой интерес к достижениям библейской археологии.   По свидетельству дочери, он лишь мечтал о том счастливом дне, когда сможет полностью посвятить всего себя любимым занятиям. И это день наступил! Специально для него в муниципалитете Тель-Авива была создана должность городского археолога. Далеко не все радовались  назначению «выскочки», но кто мог противодействовать его высоким покровителям, главным из которых был мэр города Исраэль Роках? Да и сам Давид Бен Гурион, проживавший тогда в центре Тель-Авива,  не раз засиживался допоздна, слушая замечательные рассказы молодого энтузиаста о славном прошлом еврейского народа.
      Яков Каплан получил практически неограниченные возможности:  мог сам планировать любые исследования и проводить их, получая соответствующее финансирование. Одна беда  -  он не имел докторской степени, а без нее Управление по делам древностей не выдавало разрешения на полевые работы. И тут уже никакая протекция не помогала: чиновники требовали соответствующий документ. Пришлось пойти учиться в университет, писать статьи, выступать с докладами. Это была школа научной работы, навыками которой он пользовался на протяжении всей жизни.
      Но, еще учась в докторате, в 1953 году «городской  археолог» провел судьбоносную разделительную линию на карте предполагаемых раскопок в центре Яффо. Западная часть, которую обозначили как зону С (место нынешнего Туристического центра  «Яффские рассказы» на площади Кикар Кдумим) отошла к экспедиции под эгидой Лидского Университета (Англия), а восточная, зона А (на вершине холма) стала  числиться  за Тель-авивскими муниципалитетом, ее Каплан оставил для себя «про запас».
      Сразу же после получения искомой степени в 1955г., новоиспеченный доктор приступил к раскопкам  яффской возвышенности.  По его догадке, она представляла собой не что  иное, как «Тель» - так  археологи  называют  искусственный холм, возникающий  на месте поселения в процессе его долгого существования.  Зачастую  там находится  два-три «культурных  слоя», состоящих из  остатков деятельности людей, а, порой,  даже  более - в зависимости от того, сколько времени существовало  поселение и строилось ли на его фундаменте  другое.
       Когда рабочие приступили к раскопкам, то под постройками османского периода, каковых в Яффо большинство, обнаружилась греческая кладка, затем персидская...  Слой за слоем  снимался и тщательно исследовался. Наконец, кропотливая работа  была вознаграждена редкой находкой. На семиметровой глубине ученым открылись  каменные глыбы, исчерченные иероглифами.  Египет периода  Поздней Бронзы!  Специалисты определили, что это фрагменты  косяков огромных городских ворот и без труда расшифровали текст. Он  являлся перечислением  титулов  одного из величайших фараонов во всей истории, героя Древнего мира:
«Сокол-Гор, Мощный Бык, Возлюбленный Маат;
Сын Ра, Господин Корон, Рамсес II»


Фрагменты «Ворот Рамсеса», найденные экспедицией под руководством д-ра Я.Каплана
Музей древностей Яффо.
Фото Димы Брикмана

О подвигах Рамсеса II (1279-1213 гг. до НЭ) написаны сотни книг, и мы его еще непременно вспомним, ну а пока перейдем  к детальному осмотру  археологического парка.

*        Он разделен на два участка, обозначенных на картах как «Зона Ворот Рамсеса» и «Зона Львиного Храма», причем каждый из них заслуживает внимания. Первую зону украшают реконструированные ворота, оригинальные фрагменты которых хранятся в Музее древностей Яффо. Они открывали  вход на торговую улицу, охраняемую египетским гарнизоном. По мнению ученых, улица вела к порту, хотя, это несколько противоречит  результатам предыдущих исследований, свидетельствующих о местоположении  порта за восточной границей города. Далеко не единичный случай, когда мнения ученых расходятся. Возможно, будущее рассудит, кто прав.


Зона Ворот Рамсеса
Фото автора

Слева от ворот обращает на себя внимание кладка оранжевого цвета - следы пожара, превратившего кирпич-сырец, из  которого строили дома, в обожженный, отличающийся гораздо большей прочностью. Археологи ничего так не любят, как последствия  войн, пожаров и других катаклизмов, во время которых люди спешно покидали свои  жилища, оставляя множество предметов на радость будущим исследователям.  Специалистов  понять не трудно: попробуйте-ка  найти что-либо полезное после «планового» переселения! А тут - пожалуйста:  даже керамический  священный  жук - скарабей, символ   созидательной силы Солнца, возрождения  в загробной жизни!  Расстаться с таким драгоценным «амулетом», использующимся в качестве личной печати, свидетельствующей о социальном  статусе ее владельца,  можно было только в силу экстраординарных обстоятельств.  А во время раскопок обнаружено было даже несколько таких «насекомых», в том числе относительно недавно -  образец периода правления фараона Аменхотепа III(1402-1364 гг. до НЭ).  Его копия хранится в Туристическом Центре «Яффские рассказы» на центральной площади Старого Яффо.


Изображение найденного керамического жука-скарабея (информационная  табличка у точки наблюдения)

Справа от ворот - кладка намного более позднего,  эллинистического периода. Как мы знаем, старинный порт пережил не только египтян, ассирийцев и вавилонян, но и персов, и греков, и римлян, и византийцев, и арабов, и крестоносцев, и мамлюков, и османцев.  И все оставили свои следы. Ученые научились их «читать». По внешним признакам  предметов, по их нахождению в том или ином слое, по их возрасту. Например, на месте раскопок даже неопытный экскурсант может заметить осколки керамической посуды, кости животных, фрагменты деревянных построек. А  археолог способен по такому черепку воссоздать вид изделия и по виду определить примерную дату его изготовления. Это называется типологией.  Даже самые малые признаки говорят знатоку  о многом: вот в кладке застрял обломок зеленоватого цвета - это персы «наследили», а вот, к примеру, красноватого,  - это, скорее всего,  греки. Теперь с большей вероятностью можно предположить, что и весь слой должен относиться к данному периоду и остается определить, нет ли под ним  другого, более раннего. Такой методологический подход  называется стратиграфией. 


Археолог д-р Роберт Дойч демонстрирует артефакты в зоне Львиного Храма
Фото автора

Сегодня для определения самого главного вопроса - хронологии,  с успехом используются и очень  сложные методы. Но для них требуются хорошо оборудованные лаборатории, а в поле требуется  быстро ориентироваться для того, чтобы не совершить ошибку. Именно поэтому, археологические экспедиции возглавляются высококвалифицированными специалистами. Кстати, любознательный посетитель Парка непременно обратит внимание на аккуратно просверленные отверстия в грунтовой стенке напротив точки наблюдения с восточной  стороны. Это шурфы для стратификации грунта - небольшие разведочные раскопы для взятия пробы и дальнейшего определения возраста слоя.


Шурфы для стратификации в зоне Ворот Рамсеса
Фото автора

*      Для продолжения знакомства с  тайнами  этого уголка Старого Яффо следует сделать несколько шагов влево и подойти к ограде «Зоны Львиного Храма» - месту работы экспедиции Я. Каплана в 1970-1972 гг.
      Открывшаяся внизу картина, на первый взгляд, представляется хаотичным  нагромождением  камней, но вскоре глаз начинает привыкать, замечать определенный порядок  и становится понятно, что перед нами остатки довольно большого строения квадратного сечения, укрепленного  четырьмя  массивными колоннами и окруженного наружными стенами.


Общий вид зоны Львиного Храма
Фото автора

Детальный анализ строения не оставил у ученых сомнения - оно имеет явно культовое назначение. Предположительно, это - остатки большого храма, выстроенного на самой  высокой точке Яффо, видимой далеко с моря. Но кому посвящен был этот храм?  Находки вокруг него относились к тому же периоду Поздней Бронзы II, что и «Ворота Рамсеса» (примерно XIII-XIV вв. до НЭ). Иными словами, речь идет о времени египетского владычества на землях Ханаана, когда, Яффо, будучи вторым, после Газы, портом  на морском пути из Африки в Азию, являлся не только опорным пунктом империи фараонов, но и крупной торговой точкой. Исходя из этого, в городе должно было быть большое количество командированных из метрополии военных, администраторов, инспекторов налоговой службы, торговых и складских  чиновников. Понятно, что, с учетом их потребностей, необходимо  было особое  помещение для отправления религиозных служб.  И археологи, в надежде обнаружить ценную  реликвию, принялись за дальнейшие раскопки под храмом.  Поиски привели к странной находке. Под  юго-восточным углом возвышения, определяемым как алтарь для жертвоприношений, был  обнаружен  череп льва, возле пасти которого покоилась  половинка печати в форме священного скарабея.


На переднем плане зоны Львиного Храма четырехугольное возвышение, определяемое как алтарь.
Фото автора

Необычная находка сразу же породила множество вопросов. Известно, что  в описываемы времена не только храм, но даже обычный жилой дом строился на фундаменте, «укрепленном»  жертвой, предназначенной для охраны места от злых духов. Зачастую в качестве таких «оберегов» использовали новорожденных младенцев - варварский обычай, сохранявшийся на протяжении тысячелетий.  Но лев?  Это не укладывалось в обычные представления. И тогда Яков Каплан высказал весьма смелое предположение:  речь идет о  «Храме  Льва», а голова зверя является символом культа.  Такая теория была принята не без сомнений, но ничего лучшего в 1972 году предложить никто не смог. И только через четыре десятилетия  лет научные работники по-новому посмотрели на артефакты, найденные в Яффо.

*        Проведенный не так давно повторный типологический анализ образцов керамики, найденных в зоне раскопок,  выявил совсем незначительное количество  остатков сосудов, по форме ничем не отличающихся от египетских. Да и те были явно местного производства, а вовсе не импортированы  с берегов Нила, как следовало бы ожидать, исходя  из предположения о многолетней оккупации Яффо войсками фараона. Зато в избытке присутствовали обломки ханаанской посуды, перемежающиеся с «импортными»  микенскими, филистимлянскими  и кипрскими черепками. Это дало обильную пищу для размышлений. Ведь, тогда получается, что присутствие чужеземцев в этих местах было не столь уж многочисленным, и  в этом случае модель «административного империализма» неминуемо ставится под сомнение. Что же тогда? Сам факт завоевания Египтом  земель Леванта никем и никогда не оспаривался, тому есть множество подтверждений, но, вот,  в какой форме взаимодействовала супердержава с ближневосточными народами в те далекие от нас века?
         Вполне возможно, что египтяне и не думали устанавливать особый  порядок на покоренной территории, а просто привлекали на свою сторону местную элиту, ограничиваясь их лояльностью  в случае военной угрозы, к примеру, от империи хеттов, граничащих с ними на севере. И в этом случае, наиболее вероятной представляется я версия, что «Храм Льва»  является языческим капищем для принесения жертв ханаанским божкам. Как сегодня считают археологи, речь идет о высокой колонне, «украшенной» скульптурным изображением чудовища, например - Дагона, получеловека-полурыбы, видимого издалека,  и служившего своеобразным ориентиром  для кораблей, подплывающим  к побережью. Не отсюда ли древние легенды о кошмарах  коварной яффской гавани? Не тут ли истоки мифа о морском монстре  Кето, намеревавшемся растерзать  бедную Андромеду? Того самого Кето, чье греческое имя легло в основу русского перевода  сказания о пророке Ионе и Ките, его поглотившем.


Руководители последней археологической экспедиции в зоне А, Аарон Бурке и Мартин Пейлстёккер рассказывают коллегам о результатах  своей работы в Яффо. 2014г.
Фото автора

Как видно, и сегодня у археологов больше вопросов, чем ответов на них. А мы еще раз задумаемся над тем, что тысячелетия назад  перед людьми  вставали точно такие же проблемы, что занимают нас и сегодня, и продолжим нашу прогулку по Старому Яффо.

Автор считает своим долгом поблагодарить археологов д-ра Роберта Дойча (Robert Deutsch) за помощь в изучении парка  и  д-ра Мишу Фрейкмана  (Mike Freikman) за просмотр рукописи и внесение ценных замечаний, а также своего  постоянного  спутника  в прогулках по Яффо -  прекрасного  фотохудожника  Диму Брикману dimabr (Dima Brickman).

PS: Я умышленно не привожу многочисленный список литературы по вопросу, т.к. не вижу в этом никакой необходимости, но в случае разбора того или иного аспекта готов ссылаться на все доступные мне источники. 
Также деликатно напоминаю, что текст, как и большинство фотографий, являются авторскими, что следует учитывать при ссылках или перепечатках.

[i] http://www.ipme.nw.ru/mirrors/PRAN/
[ii] https://www.facebook.com/notes/liderman-coins/%D7%99%D7%A2%D7%A7%D7%91-%D7%A7%D7%A4%D7%9C%D7%9F-%D7%94%D7%90%D7%A8%D7%9B%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9C%D7%95%D7%92-%D7%A9%D7%9C-%D7%AA%D7%9C-%D7%90%D7%91%D7%99%D7%91-%D7%99%D7%A4%D7%95/599421793447201

Яффо-Главы, Прогулки по Яффо

Previous post Next post
Up