О принципах, о подвигах, о славе...

Jun 24, 2012 21:25


О принципах,  о подвигах,  о славе...

К юбилею Мишки Копылова(kraepelin), кошколюба и человека,
 обремененного ежедневным многочасовым контактом с психами

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо  мной сияло на столе.

Недавно в разговоре с приятелем, я упомянул об одном  общем знакомом.  Лицо моего собеседника слегка исказилось,  и он объяснил:  «Я не поддерживаю с ним отношений».

-А что случилось? Я с ним близко дружу более четверти века, знаю достоинства и недостатки, но не понимаю, что могло заставить тебя пойти на такой решительный шаг?

-Ну,  это вопрос принципов.

-Ах, принципов, - присвистнул я,- ну тогда, конечно, тогда - дело другое...

И призадумался.



Мне снилась осень в полусвете стекол,

Друзья и ты в их шутовской гурьбе,

И, как с небес добывший крови сокол,

Спускалось сердце на руку к тебе.

Класс, то ли, восьмой, то ли девятый.  Годы, как их потом определили, «брежневского  застоя».  Наш сосед по двору Алексей Иванович. Заводской бригадир из тех, про кого  женщины говорили «положительный мужчина», имея ввиду манеру говорить, одеваться и вести себя. На самом деле, типичный демагог  сорока с небольшим лет, чей рот был полон газетных штампов того времени.  Пил умеренно, но... Природа брала свое,  и раз в пару месяцев  с ним случалась авария - он напивался в соску. Тогда Алексей Иванович  начинал вести проникновенные разговоры. Обняв собеседника  за плечи, он доходчиво объяснял: «Вот я, положим, родом из Архирейки, да, а достиг всего. Гляди, в армии был старшиной, потом на заводе в профком меня выбрали, потом бригаду доверили, сейчас в райком партии от завода выдвинули, ты понял? Партии! Это значит, с секретарем райкома за руку здороваться буду.  А почему? Потому что принципы имею! Вот, скажут мне: «Умри за Брежнева!», и я сразу же сдохну здесь на месте. Из принципа, понял?  Я за него жизнь свою  положу, понял!».

Все кончалось обычно мирно, никто Алексея Ивановича к священной жертве не требовал, в какой-то момент выходила его жена, молча  брала за руку и уводила домой.  Наутро он болел и лечился пивом, а потом жизнь возвращалась в нормальное русло.



Последний раз мы с ним объяснялись, когда я, живя  в Москве,  приехал в  отпуск.  Зайдя к родителям, я увидел своего бывшего соседа. Он находился в мятежном настроении и бродил по двору в поисках адекватного слушателя. Я поневоле оказался в ситуации доброго самаритянина. Ухватив меня слабеющей рукой за лацкан, Алексей Иванович на едином дыхании (ох, и тяжело же оно у него было в тот момент!) изложил всю свою концепцию исключительной твердости принципов, благодаря которым его жизненный путь отличался столь поразительными  успехами. Правда теперь он был готов пойти на крайние меры не за Брежнева, а  за Горбачева... и за меня. Потому что «я тебя уважаю, скажи мне на этом месте: «Умри!» - я сейчас себе пулю в лоб пущу! Или повешусь. Такой мой принцип - лучший друг дороже жизни! Нет, ты мне скажи!».

Мы находились в разной степени затуманенности сознания,  и оттого мне было чуточку неловко. Видимо, только поэтому я не отозвался на щедрое предложение Алексея Ивановича, сохранив ему тем самым жизнь при непоколебимости принципов.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И  я забыл прекрасное лицо.

Мой близкий родственник, из тех, кого сейчас называют «шестидесятник», во многом был для меня примером. С ним я радовался успехам науки, ликовал по поводу полетов в космос. От него я впервые узнал о стихах А.Вознесенского и С.Кирсанова, у него услышал первые концертные записи В.Высоцкого и Б.Окуджавы, он мне, семилетнему, по секрету рассказывал, что при Сталине расстреливали «лучших людей страны» - таких, как, к примеру, С.М.Киров, чье имя носила соседняя улица.  У него в юности я брал читать «Литературные памятники» и  тома «Всемирной  литературы».



Шли годы, я подрос, тоже кое-чего узнал, кое-чему научился. Моя специальность способствовала многочисленным контактам с людьми, а быстрый профессиональный и карьерный  рост  - разнообразию этих контактов.  Я познакомился с крупными руководителями, увидел их вблизи, услышал их рассуждения, понял, что все не так просто и однозначно, как казалось мне, когда я находился  в кругу моего постоянного общения - среди «либерально настроенной молодежи».  Постепенно научился больше придавать внимания делам, чем словам.  Мое критическое отношение к красивому пустословию и грезам не укрылось от родственника. Его, выросшего на романтике послесталинской оттепели,  на том  «глотке свободы», который показался его друзьям волшебным эликсиром, завораживали строки про комиссаров в пыльных шлемах и декламации «Уберите Ленина с денег, он - для сердца и для знамён!».  Я же, будучи на много  лет его моложе,  был настроен ко всему этому куда, как более чем критично.  Впоследствии Тимур Кибиров, с которым мы относимся к одному поколению,  выразил это настроение простыми, но жесткими строками в одной из моих любимых поэм:

«Очень Сталина ты ненавидишь, Очень Ленина любишь, дурак».

Как-то рассердившись на мое ироничное замечание в отношении  начавшихся реформ в стране, родственник разразился филиппикой по поводу моего «цинизма и беспринципности». Он предполагал нечто личное в моем отношении к его идеалам, а я не мог объяснить, что мне абсолютно все - равно каких политических идеалов придерживается тот или иной  человек, поскольку сам таковых не имею. Отношения между нами стали, увы, охлаждаться.

Но время шло и старилось, и глохло,

И паволокой рамы серебря,

Заря из сада обдавала стекла

Кровавыми слезами сентября.

Уехав в Москву, я приобрел новых друзей. Как-то, во второй половине  восьмидесятых - году,  эдак в 1986-1987, точно не помню, меня привели на собрание общества «Память». Человек, приведший меня, занимался искусствоведением и ничего дурного не предполагал, тем более, что заседание проходило в университете. Не ожидал он услышать и откровенно антисемитские выступления с трибуны. Впрочем, даже не сами речи меня удивили, а публика в зале: солидные люди в очках и с бородками, которые вполне могли бы представлять ученый совет какого-нибудь академического учреждения. Между ними там и здесь передвигались хорошо одетые, гладко выбритые красавцы с улыбающимися глазами, чья принадлежность к ненаучным ведомствам у меня не вызывала сомнения.



Увиденным я поделился с близкими, заметив при этом, что, по-видимому, грядет  большая разруха. И, поскольку я уже мысленно начал собираться к отъезду в Израиль, то предложил составить нам  компанию.  К тому времени мой родственник уже был полностью под  влиянием «новой прессы» и я получил в лоб все то, что ожидал: «отсутствие принципов», «показной цинизм», «надо не бежать от проблем, а улучшать жизнь в своей стране», «наконец-то появились условия для истинных демократических начинаний» и т.д.  И тут я процитировал уже тогда мною любимое изречение Дантона, хорошо понимавшего в предмете обсуждаемого вопроса: «Революции начинают романтики, продолжают прагматики, а плодами пользуются подлецы».

Он обиделся.

Летели дни, крутясь проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

Я уехал в Израиль, мой родственник остался. Он активно выступал на всяких собраниях, призывал бороться за права человека, баллотировался в какой-то совет депутатов (правда, не прошел - видимо потихоньку на смену романтикам наступили времена прагматиков?), ему жал руку «сам Гайдар», в местной газете опубликовали о нем заметку. Мы перезванивались. Мне тогда было не до политики, тем более, не до политики в России. Новая страна, новые люди, нужно было лихорадочно осваивать язык (что при моих лингвистических «способностях» совсем непросто), доказывать себя в незнакомом профессиональном кругу, сводить концы с концами. Я чувствовал ответственность за всю семью, которая включала в себя несколько поколений и ответвлений - они поехали за мной, и я не мог их подвести.



В одной из очередных телефонных бесед  с родственником я спросил его: «А почему правами  человека, тем более, человека абстрактного, занимаются какие-то общественники?  Разве это не дело профессиональных юристов?».

-Для меня это - ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ВОПРОС!

На меня дохнуло холодом от металла в голосе.

Но время шло и старилось. И рыхлый,

Как лед, трещал и таял кресел шелк.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,

И сон, как отзвук колокола, смолк.

Прошло много лет. Очень много.  Недавно мы снова разговорились «о политике».

-Ну, как вы там, в России?  Что-то видел в Интернете  про волнения, разгоны демонстраций...   Тебя, упаси Господи, это не коснулось?

-Нет, я далек от этого, у меня тут профессиональные заботы, статьи, съезды, командировки...

-Чего, и на демонстрации  не выходишь?

- Да, ты знаешь, как-то нет желания. И не доверяю я этим людям. Бисмарк когда-то говорил «Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы».

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

В 2000 году в Израиле я встретился со своим старым другом К., чей московский дом славился своим хлебосольством. Он репатриировался намного позже нас и был постарше меня на несколько лет -  то есть  начал новую жизнь уже в том возрасте, когда набрать разгон практически невозможно. Тем более, имея за плечами гуманитарную специальность. Тем более, будучи (по крайнее мере, по московским меркам) многодетным отцом семейства. Нет, они не перебивались с хлеба на воду, поскольку жена К. обладала удивительным для столичной интеллигентки качеством - умением  делать «из ничего», что в полной мере проявилось в тяжелых материальных условиях.  Одежда, включая стильные платья дочкам, шилась ее руками из тканей, купленных «по случаю», в доме всегда все работало как надо, стол накрывался моментально и  засидевшимся за полночь гостям предоставлялся ночлег. Тем не менее, я отчетливо понимал, что семья  К. относится  к малоимущим,  и особых финансовых перспектив не имеет.  Однако К.  идеально «держал фасон», представляясь, видимо, самому  себе  неким успешным бизнесменом, стремительно разворачивающимся  «за границей».  Таким он представал и в глазах людей, мало интересующихся истинным положением дел, но об этом позже...

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

Примерно через полгода после приезда К. обратился ко мне не столько как к другу, сколько как к специалисту. Он пожаловался на...  Впрочем, это не важно. Обследование выявило опасное заболевание в довольно запущенной  стадии. Ему предстояло тяжелейшее  лечение.

На второй день после большой и сложной операции, весь в дренажных трубках, как инопланетянин, К. попытался со мной обниматься: «Все хорошо, все хорошо!». Затем было лечение. Последствия сказываются до сих пор, и будут сказываться всю жизнь. Он - инвалид. Однако  К. на эту тему беседует лишь со мной и то только ввиду обстоятельств, а так у него «Все хорошо, все хорошо!».

А через год после всего этого наша общая знакомая обратилась с призывом  пожертвовать деньги на лечение одному известному в узких кругах человеку, еврею по национальности. Я не понял (и до сих пор не понимаю), зачем нужно оплачивать бесплатное лечение - известный человек  к тому времени жил не в России, а в стране с весьма продвинутым уровнем здравоохранения.  Но промолчал.  А К. буркнул: «Пусть репатриируется в Израиль, тут его и полечат».  Спустя несколько дней  я узнал, что эта самая знакомая призывает весь круг наших общих друзей объявить К. бойкот  «за жлобство», чтобы стыдно было (???). Поразившись такой буйности нравов, я позвонил ей  и услышал про принципы, про принципы, про принципы...



Я был изумлен, впоследствии изумление еще более усилилось в результате повтора подобных ситуаций, в конце концов, понял, что контактировать с ней просто опасно - принципы заменили здравый смысл и элементарные компоненты общения.

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Что же в итоге?  Я очень не люблю разговоров о принципах. За ними мне видится или  циничное манипулирование, или, хуже того, тупой фанатизм. Так, сербский  юноша Гаврило Принцип выстрелил в шею эрцгерцога Франца Фердинанда и в живот Софии - жены эрцгерцога. Он так поступил «из принципа», ему хотелось независимости Боснии и Герцеговины.

В результате началась Мировая Война, унесшая десять миллионов жизней только на боевых полях и приведшая к многолетним неисчислимым  страданиям огромного количества людей на всем земном шаре.

Такие вот «Семь пулек, как в Сараеве!», как сказал один из арестантов пражскому  торговцу собаками Йозефу Швейку, комиссованному из австро-венгерской армии «по слабоумию»  ...



***

Кому-то нравится Блок, кому-то Пастернак. А кто-то вообще не видит никакой разницы между ними.  У каждого правда своя, хотя в это никак не верится.  Но «принципы», из-за которых ломались копья, вдруг  в какой-то момент рассыпаются в труху, как старые пересохшие листья. А близких не вернешь.

«Друзья уходят - кем их заменить?»

Я пробудился. Был, как осень, темен

Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,

Как за возом бегущий дождь соломин,

Гряду бегущих по небу берез

Если друг оказался вдруг

Previous post Next post
Up