Каждый родитель, так или иначе, берет на себя роль кормчего в жизни ребенка. Часто подсказки по жизни смешиваются с оценкой его действий. В общем случае это необходимость, иначе как ребенок узнает, что хорошо, а что плохо. Но привычка оценивать часто превращает воспитание в морализаторство:
- Не успел добежать до горшка! Ай-ай-ай!
- Отдай девочке игрушку! Брать чужое нехорошо!
- Перестань драться, хорошие мальчики (девочки) так не поступают!
- Отпусти кошку! А если я тебя за хвост буду дергать?
- Опять двойка? Ну что мне с тобой делать?
- Слезай с дерева! Это парк, а не зоопарк!
- Почему не вымыл посуду?! Лентяй!…
- В поход с ночевкой?! Лежать на холодной земле, пить втихаря водку, валяться в обнимку с одноклассниками (-цами)??? Нет уж! Вместо тебя в поход пойду я!
- Маша?! Маша, ты куришь???!!!
- Какой еще худграф? Мы с тобой говорили о поступлении на экономический.
- Учиться в другой город? Ну, знаешь, это до добра не доведет…
Кажется, где-то в этом процессе надо остановиться. Жаль, что увлекшись процессом «воспитания», взрослые часто забывают о том, что не всегда их советы действительно нужны. Где эта граница?
А граница очень простая: если своей оценкой вы сообщаете ребенку новую для него информацию (это неудобно, другим это мешает, у нас так принято и т.п.), то оценка выполняет свою воспитательную функцию. Это действительно подсказка. Но если подросток курит, то бессмысленно сообщать ему, что это вредно. В нашем обществе все знают, что это вредно, и часть, тем не менее, продолжает. Любые попытки наставить на путь истинный будут чистой воды морализаторством и вряд ли от этого подросток бросит свои эксперименты с табаком, скорее просто будет более грамотно шифроваться. Лучше направить свой педагогический талант на то, чтобы узнать, какие мотивы им движут и попытаться сохранить хорошие отношения, чем превращаться в громовержца.
Конечно, для этого требуется немалое самообладание, но на то ведь мы и взрослые, правда?
Из журнала «
Воспитание и развитие детей»