Тёмное фэнтези

Apr 20, 2011 03:15

Бес знает, какой чёрт дёрнул меня придумать такой заголовок поста, потому как ничего из описанного в нём к дарк фэнтези напрямую не относится. оО



«Дочь железного дракона» Суэнвика можно было бы с натяжкой отнести к тёмному, если бы не одна мелочь. Это не фэнтези, пусть формально из-за наличия драконов, фей и эльфов его и можно так классифицировать. Какой-то дяденька-критик даже проще сказал - это самое натуральное «анти-фэнтези», и это скороспелое определение недалеко от истины. Давайте-ка для начала дружнорадостно вспомним о том, что такое это ваше фэнтезя. Сапковский в «Варенике» сформулировал главное: это переиначивание сказки, легенды, мифа, сказочных персонажей, глубинной сущности мифа на современный лад, в рамках современной эпохи. Естественно, что наступление постмодерна не могло не коснуться и драконов с мечами. Собственно, тот же Анджей писал и пишет в этом ключе, но по сравнению с тем, что вытворяет Суэнвик, это «постмодерн lite». Это, ежу, не делает его слабже в моих глазах, потому что и занимается он этим ради другого (собственно, иначе бы он не перешёл плавно от извращений над европейскими сказками в ранних повестях к тонкому историческому трололо в поздних романах о Цири). Грубо говоря, как бы очевидно не деконструировал Сапковский фэнтезийные клише, оживлял приевшиеся типажи, он всегда остаётся в пределах фэнтезийного королевства. Ключевое слово, кстати, «очевидно». В последних книгах эта особенность стиля пана, если уж честно, приедается, и мозг уже на автомате предугадывает якобы неожиданный для читателя «перевёртыш»: так было в эпизоде с добреньким дедушкой-лесовичком, любившим свой дом и кашу из человеческого ливера. Хотелось схватить боян и треснуть себе по башке, чтоб развидеть. Но потом смирился и привык.
Проблема в том, что с Суэнвиком такое не прокатывает. Каждое ВНЕЗАПНО при чтении «Дочери» выливалось в поток нечленораздельных междометий, а общее впечатление от можно выразить кратко и ёмко: «Нас наебали». Суэнвик - тонкий тролль и искусный провокатор, потому что под маской фэнтези он маскирует нечто совершенно чуждое ему. Аннотация, как обычно, обманчива. Вовсе это не какое-то еретическое технофэнтези, ибо, как я написал выше, Суэнвик к хренам и помидорам отметает сами основы, ядро, чем у части особо уевшихся фанатов жанра вызывает жутчайший баттхёрт, у другой - щенячий восторг и слюни счастья. Дабы хоть немножечко понять и выяснить, что же он такое сваял, надобно обратиться к его же эссе «В традиции», где он коснулся авторов некоего, как сам же обозвал, «твёрдого фэнтези». Ежу понятно, что никакого «твёрдого фэнтези» нет. По сути, это разбор и попытка нахождения точек пересечения у наиболее странных и нетипичных на взгляд Суэнвика авторов - эклектистов от фэнтези.

«Я буду писать о тех, кого Туве Янссон называет «одинокими чудаками», о тех, кого не подстричь под общую гребенку, о странных, непричесанных литературных созданиях без роду и племени. Математик сказал бы, что единственное множество, которому они принадлежат, - это множество всех множеств, содержащее все, но не содержащееся ни в одном. Для простоты я назову это литературное скопление твердой фэнтези - поскольку я убежден, что оно занимает центральное место в своем жанре, подобно твердой научной фантастике в жанре НФ.»

И потому он, как и родственные ему души, не «переосмысливает артурианскую легенду». Сначала он сшивает монстра Франкенштейна из вывернутых наизнанку фэнтезийных архетипов, антиутопии в красках стимпанка и сюрреалистичной компоненты, заворачивая в простыню кольцевой (спиралевидной? оО) композиции повествования. Затем грязными руками лезет в самое нутро, перепутывая все внутренности и отрывая ненужные аппендиксы, а потом, не зашивая брюха, заматывает рану повязкой и отправляет в добрый путь. Остаётся только ждать, когда закровоточит. И ждать надо того момента, КОГДА и на каком километре пути это произойдёт, потому что, будьте уверены, произойдёт. Только никогда не предугадаешь момента, всегда наступающего внезапно и болезненно. Особенно любопытно и весело становится в моменты, когда реальность пробивается наружу. Речь не о зубках «суровой жизни»©®™: во-первых, нынче (ок, в начале 90-х) этим в фэнтези никого нельзя удивить; во-вторых, они торчат там постоянно. Вот этим Суэнвик если не родственен, то похож на Сапковского. Смех сквозь слёзы. Асфальт, из-под которого отчаянно пробиваются проклятая надежда и жажда вырваться из лабиринтов проклятого замка безымянной богини, и которые раз за разом закатывают асфальтоукладчиком цинизма и мизантропии. Юмор и «кишки-наружу» (далеко не столь подробно и натуралистично, ну да ладно) в одном абзаце. Что вовсе не делает текст пережёвыванием кисло-сладких соплей под аккомпанемент форсированной драмы, а только подрисовывает этому цинизму невесёлую why-so-serious улыбку. А что у нас ещё остаётся в самые мрачные часы? Волшебства? За возможности магии и алхимии в мире «Дочери» принято платить, а людям так вовсе натурой. По сути, мира тут как такового нет - по «стандартам» жанра он прописан «недостаточно детально». Но мир не нужен, ибо «this is set in a faerie world that is, and is not, the America of dreams and nightmares». Суэнвик и здесь обводит вокруг пальца, потому что в связке с его стилем аллегории в чрезмерно больших количествах смотрелись бы слишком толсто и банально - он попросту использует фантастические элементы для предельного усиления гротеска сцен и персонажей, причём как лулзов ради, так и для противоположного эффекта. Хотя не без них. В своей гиперреальности мы тоже сжигаем ивовых королев, причём почаще, чем раз в году… Просто привыкли. За экраном кинескопа не слышно, не больно и не чувствуется.



Впервые приступая к прослушиванию этого альбома, я ожидал…не второго Obscura, вовсе нет. Но что-то не срослось и про From Wisdom to Hate я на время забыл. Возможно, после «Темноты» меня оттолкнула большая доступность материала, более «вменяемое» звучание, что на первый взгляд даёт меньше челленджа при глубоком разборе композиций. Разумеется, был неправ. Правду сказал какой-то умный дяденька, говоря, что не стоит верить тому, кто якобы понял музыкальное произведение с первого раза. (Разумеется, это касается только чего-то своеобычного, уникального, требующего вникания, и вовсе не касается, лол, шаблонного повер-митола и вокалоидов, да). Разумеется, при первом внимательном, а не беглом, прослушивании обнаружилась куча интересных деталей. Да-да, понял, виновен. -____- Dear God, please, don’t kill me too slow, m’kay?
А причём тут фэнтези? Даже без знания текста эта композиция - одна из первых среди понравившихся с альбома - своим монументальным вступлением заставляла проступать на тёмном горизонте зловещие очертания зубчатых башен и жал шпилей замка тирана.

Gorguts - The Quest for Equilibrium


Gorguts - Elusive Treasures

Одна из самых мелодичных вещей альбома, до предела насыщенная мистической атмосферой мрачной истории затопления континента Му. Therion, beware!

techdeath, литература, metal, music, фантастика, божественное

Previous post Next post
Up