Dark perfection

Feb 15, 2011 23:35



Когда я говорю, что Аронофски умеет снимать, я говорю, что он, мать, умеет снимать. Идиотская тавтология, но как-то по-особому точная. Один из немногих режиссёров мейнстрима, кто знает, как правильно сказать свою глубокомысленную мыслю. «Щта?!» - возопят поклонники, «Какой мейнстрим?!». Вы не поверите же. От того, что Аронофски снимает авторское кино, оно не перестаёт быть массовым. Уважать его можно уже за это, то бишь за то, что он не стремится выпнуть себя «великимъ артъ-хаузънымъ труЪ-творцомъ». Даже в беспощадном к зрительским слёзным железам «Реквиеме по мечте», который я за это и недолюбливаю, вся втиснутая им «чернуха» и «порнуха» - не самоцель, а средство и инструмент. И также как и «Реквием» - кино не про уколотых наркоманов, которым мерещатся упоротые холодильники, а «Пи» - не триллерота про математика с целым рядом психических расстройств, «Чёрный лебедь» - не про шизанутую балерину и уж тем более не про жестокий мир высокого искусства.




Да, сегодня я капитан, для всех и бесплатно. Просто удивляет то, что некоторые зрители отчего-то не хотят видеть в Black Swan целостное произведение. Они ждали либо эпического размаха драму-драму о большом балете, либо, насмотревшись, очевидно, трейлеров, мечтали о том, что Аронофский - драматический, мать, режиссёр! - спецом для них снимет триллер. На чём и строят свою критику. Ну, а я как главный Д’Артаньян, напишу свой отзыв от противного.
Я так и не понял - какой такой триллер? Саспенсу не нашёл даже под электронным микроскопом. Все подобные моменты, которые можно было увидеть в трейлере, испарились под напряжением другого рода. Все до единого глюки Нины - это же просто метафорический язык. А все визуальные образы до предела гротескные, потому что именно так чёрно-бело видится ей окружающий мир. Они очевидны, но удачно подобраны и не бьют своей прямолинейностью в лоб. Вербализировать их - значит «опошлить».
Забавно, но чуть ли не вся суть картины объяснена фразой, произнесённой в самом начале: «Это всем известная история в иной постановке». Это pure драма с классическим финальным катарсисом, и наличие некоторых элементов едва ли её в триллер превращает. Классический балет в осовремененной постановке не станет «модерном», верно ведь? Но тут начинаю катить запасную бочку. Якобы ни один персонаж, кроме Нины, не раскрыт. Интимный вопрос: зачем для хорошей драмы обязательно нужна периферия? Сфокусируйтесь на центре, резкость наведите. Скажу так: Аронофски хорошо усвоил правило «чем проще, тем лучше». Проще, конечно, в значении «ничего лишнего». Это как в балете же. Лишний жирок вообще ни к чему. В «Реквиеме» нужны были все персонажи. А в «Пи» тоже ведь театр одного актёра. Стал он от этого хуже? Ни разу. По сути-то, Нина - единственный центральный персонаж, главный протагонист и вообще абсолютно вся история раскрывается через неё и только через неё. Практически всё внимание в повествовании уделено ей и только ей. Все прочие - мать, режиссёр, соперница - саппорт, показанный не самодостаточными личностями, а через призму её же субъективного восприятия. Если бы второстепенные персонажи, которые для раскрытия содержания произведения значат намного меньше главного, начали непонятно за каким лешим перетягивать одеяло на себя, то едва ли было бы лучше. Скорее вышел бы такой же хаос как в Inception, где временами Нолан словно не знал, кому ещё из орды действующих лиц уделить внимание. И «Лебедь» именно своей простотой чертовски хорош.
Всё внимание на Портман. Наверное, впервые за всю свою карьеру она не коснулась планки при перелёте через барьер. На ум разные эпитеты приходят, но почему-то закрепляется дурацкое выражение с интернет-баннеров: «Посмотри, что она ВЫТВОРЯЕТ». Могу лишь сказать, что с её игрой это никак не связано, а скорее с неспособностью моего мозга, сжавшегося до размеров грецкого ореха, восстановить прежние размеры и вменяемо сформировать впечатления. Выстрадала. Не выжала - прожила. Не зря год изнуряла себя…правда, потом на менеджера орала за то, что лишнее время сидела на одной клетчатке. Что поделать, искусство требует-с. Статуэточки. Хотя бы ей. А Дарен может и перебиться. Будет стимул снять ещё что-нибудь столь же прекрасное. «Лебедь» эстетически доставляет до той степени, что местами чуть ли не до отвращения, потому что даже немногочисленные шокирующие сцены Даррен поставил так, что глаз не отодрать. А главный эстетический объект - наш лебедь. Хрупкий и изящный белый, страстный и развратен чёрный лебедь-соблазнитель. Нина познаёт «тёмную сторону Силы», с декаданстким наслаждением «убивает» себя и с чистой совестью говорит «perfection».
А нам и в кайф.


P.S. Попяченные сцены попяченные. Но едва ли это можно назвать аллюзиями. Уж тем более о каком-либо заметном сходстве фильмов, идеями или атмосферой, вообще не стал бы говорить.

moving pictures

Previous post Next post
Up