Оригинал взят у
hloflo в
ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ТВОРЕЦ. АНАСТАСИЯ КАМАЕВА Эксперт проекта:
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
Практикующий психолог, руководитель клуба для молодых психологов, проекта для старшеклассников "Профессор",
специалист проекта по профессиональному самоопределению "Твой Эверест"
АРХЕТИП "ТВОРЕЦ"
«Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неуловимый бег,
- Тогда весь мир ты примешь во владенье,
- Тогда, мой сын, ты будешь Человек!»
[Редьярд Киплинг «Заповедь»]
(Перевод М. Лозинского)
Когда мы разбирали архетип Мага (
http://hloflo.livejournal.com/923230.html), Творец начал проявляться и заявлять свои права. В чем главные отличия Мага и Творца?
Творец в отличие от Мага желает структурировать мир, привнести в него новое. Маг же желает оставить след в мире. Если архетип Творца помогает вытаскивать личную силу, то архетип Мага отпускает ее в мир. Творцу важно написать свое имя на произведении, отметить себя. Маг может остаться безликим преобразователем мира.
При активизации Творца человек не может не творить. В какие-то моменты это может напоминать одержимость - идеей, замыслом. Человек может быть в разных состояниях, но в момент, когда он садится за полотно, происходит трансформация. Акт доверия себя процессу помогает человеку стабилизироваться, дает ощущения наполненности и присутствия.
Пирсонс пишет, что Творца можно увидеть в художнике, новаторе, музыканте, писателе, мечтателе, предпринимателе и в любом человеке, который вторгается в процесс человеческого воображения. В сказках Творец предстает перед нами в самых разных ипостасях - ремесленник, животное, растение, предмет, помощник главного героя… Какую и, главное, как выполняет задачу Волк в сказке «Иван-царевич и серый волк» или Зеркало из «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
Архетип изменений приходит к нам вместе с желанием создать что-то новое в уже отрегулированном, спокойном и узнаваемом - процесс, структура, подход, товар, услуга. Творец наполнен идеями. Художник может годами выполнять заказ, объясняя это гениальностью замысла. Креативный продюсер - придумать такое мероприятие, после которого компания потеряет клиентов. Дизайнер - представить свое видение клиенту, потому что «я так вижу».
Крайность Творца в его нарциссизме и безответственности. Попадая в эту ловушку, Творец начинает...
трансформироваться в Надменного Самоценителя, мнение которого всегда верно. Патаму что!
А еще есть критик. Творцу без него никуда. В сказках критики убивают Творца или создают ему невыносимые ситуации, по сути, также убивая - поставить трудновыполнимую задачу, бесплатно поработать несколько лет, заказ на идеальное изделие, сделать больше…еще больше.
«Художника обидеть может каждый» - именно эта фраза вертится, когда в жизни мы встречаем Творца. Внутренний критик, постоянно долбящий в темечко про совершенство, внешние эксперты, критериям которых нужно соответствовать. Если рассмотреть критику как функцию, то можно увидеть - она связывает Творца с реальностью и это помогает заземлить Творца, не дать ему улететь в свои фантазийные миры.
Желание: Создать какие-нибудь вечные ценности.
Цель: воплотить видение в форму.
Страх: обладать заурядным видением или посредственно воплотить свое видение.
Стратегия: выработать художественные контроль и навыки.
Задача: создавать культуру, выражать свое видение.
Ловушка: стремление к совершенству, ложное творчество.
Награда: творчество и воображение.
В каждом из нас живет Творец. Как пишет Пирсонс: «Архетип Творца, составляющий часть каждого из нас, показывает, кто мы есть, посредством того, что мы создаем вокруг себя».
Ежедневно мы что-то да творим. Обратите внимание на свое рабочее пространство.
Что на нем отражает вашу уникальность? Какие вещи говорят про вас и что будет, если их убрать?
Ваш образ? Как вы себя ежедневно и ежечасно создаете?
Ваше отношение к этому?
На эти вопросы можно ответить в комментариях, а можно ежедневно задавать себе эти вопросы. Будут интересные открытия.
В последнее время популярными становятся книги, направленные как раз на творческое развитие и работу с внутренним критиком - ежедневные практики, творческие свидание, ведение дневников, внутренняя уборка мыслей. Архетип Творца для того и творец, что его сильная сторона - придумывать уникальные способы и методы. В том числе и для самого себя.
Умение видеть невидимое и претворять его в жизнь может стать сильным инструментом в работе над собой. Для многих Творцов это становится открытием. Метафорическое поле «зашить там, где порвалось» или «построить замок, где был дом» - то, чего не отнять у архетипа и его квест заканчивается в тот момент, когда он перестает быть легко-доступным производителем уникальности.
Вызов: мечты, фантазия, вспышки вдохновения.
Первый уровень: проявлять творчество и делать изобретения, имитируя что-либо.
Второй уровень: давать физическую форму своему собственному видению.
Третий уровень: создавать структуры, оказывающие влияние на культуру и общество.
Тень: чересчур драматизировать свою собственную жизнь, превращать ее в «мыльную оперу».
Проживая этапы архетипа, мы становимся мастерами своего дела. Работа Творца-мастера завораживает и восхищает - красота, изящество, тонкость, ювелирность. Эти слова подходят к любому профессионалу своего дела.
Сила Творца и в его уязвимости. Создавая новое, мы ищем одобрения и внешней поддержки, а не получая - пинаем наше изобретения под шкаф. Умение опираться на свое мнение - то, чему учит Творец, помогая усиливать свой талант.
Ключевые (профессионально важные) качества, которые проявляются в человеке:
- незаурядный ум;
- способность к творчеству и созиданию;
- рискованность (в умеренных дозах);
- хаотичность;
- увлеченность;
- самолюбие.
Желательные требования к условиям труда.
- возможность самовыражения, ценность «мышления вне коробки»;
- все творческие области (маркетинг, связь с общественностью, искусство, технологические инновации, программирование);
- разумный уровень автономности сотрудника;
- свободный стиль в одежде (возможность дополнять деталями);
- производство высококачественного товара (услуги);
- присутствие эстетических нот
Иллюстрации Евгении Двоскиной