О том, опустеют ли полки в украинских магазинах? (аналитика)

May 15, 2014 16:29



В преддверии кризиса украинские торговые сети начали сокращать ассортимент.

«Содержать былое количество товаров сетям невыгодно, - отмечает директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. - Пока сокращение незначительное - максимум до 10%». При этом ритейлеры не скрывают, что ждут оживления рынка вскоре после получения первых траншей от МВФ и президентских выборов.

«Если же в июне существенных изменений не произойдет, придется резать ассортимент на 30%», - считает эксперт.

Ритейлеры заранее готовятся к кризису.

«Угроза военных действий - ключевой фактор потребительского спроса. На нее накладывается объективное ухудшение благосостояния и ожидания тяжелого года», - полагает заместитель директора GfK Ukraine Глеб Вышлинский. Большинство опрошенных экспертов говорят о сокращении числа покупок. Сети «Велика Кишеня», «Брусничка», Watsons отмечают незначительный рост среднего чека, но он связан с повышением цен.



Печальный опыт

Раздутый ассортимент стал одной из причин закрытия ряда магазинов украинских торговых сетей в кризисном 2009-м. Тогда многие ритейлеры сократили число товаров в среднем на 18%. Нынешние управленцы учли горький опыт прошлых лет и занялись оптимизацией ассортимента заблаговременно.

«Для нас это постоянный процесс, который связан с изменениями форматов продаж в рознице и интернете, - разъясняет генеральный директор COMFY Геннадий Вербиленко. - Нам важно максимально соответствовать запросам покупателей и обеспечивать бизнесу оборачиваемость товарных запасов». Недавно COMFY перешла на омни-канальную модель бизнеса: менее оборачиваемые товары переведены на виртуальную полку сети и в интернет-магазин.

Постоянно оптимизируется ассортимент и в АТБ.

«Предприятие получает прибыль за счет оборачиваемости средств, - подчеркивает начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации АТБ Анна Личман. - Поэтому мы ежемесячно анализируем продажи. Если товар показывает низкие результаты, он выводится из ассортимента».

Резкого снижения спроса в сети сейчас не наблюдают, так как ныне проигрышные позиции были выведены ранее. Впрочем, дискаунтер и так работает с минимальным ассортиментом - около 3500 товарных позиций. Для сравнения, в большинстве продуктовых супермаркетов этот показатель в пределах 8-15 тыс.

Начал сокращать ассортимент и «Фуршет», существенно «погоревший» в прошлый кризис. На старте и «Велика Кишеня».

«Мы прогнозируем в одних категориях рост, в других падение, поэтому вскоре пересмотрим ассортиментную матрицу. Начнем после майских праздников, когда вся картина будет максимально ясна. Будет и сокращение позиций, и поиск новых марок, которые смогут быть конкурентными в нынешней финансовой ситуации», - делится планами руководитель отдела развития связей с общественностью ПАО «Ритейл-групп» («Велика Кишеня», «Велмарт» «ВК Selekt»; «ВК Экспресс») Елена Разумова.

Кандидаты на отчисление

«Украинские сети изначально очень сильно разбаловали потребителя. Нигде в мире нет такого широкого выбора товаров. В некоторых украинских супермаркетах SKU больше, чем в европейских гипермаркетах», - рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий.

При оптимизации ассортимента эксперт рекомендует перенимать европейский опыт. В западных странах, как правило, товарная линейка включает 2-3 бренда, занимающих 60-70% места на полке, и несколько собственных торговых марок: «В украинских же супермаркетах до сих пор многие товарные группы насчитывают до 10 позиций. Сокращаться есть куда. Даже в разы».

В первую очередь ритейлеры избавляются от невыгодных позиций. «Главным критерием оптимизации ассортимента остается анализ прибыли/продаж торговых марок,товарных позиций в разрезе занимаемого места на полке», - отмечает соучредитель компании «Доминанта Фуд», экс-коммерческий директор Fozzy Group Павел Бойко. С ним солидарен Вербиленко:

«Для ритейлера важны два показателя - маржинальность и оборачиваемость. Соответственно, нужно формировать ассортимент с учетом этих показателей. Необходимо видеть потребности клиента в перспективе, и анализировать их изменения».

Ориентация на потребительские предпочтения уже побудила ритейлеров уменьшить долю некоторых категорий товаров. В лидерах по падению спроса - российские марки, что вызвано набравшей обороты в соцсетях акцией по отказу от товаров страны-агрессора.

Согласно экспертной оценке Бойко, продажи товаров из РФ в среднем упали на 35%, отдельных марок - более чем на 50%. К примеру, продажи чая российского производства сократились в целом на 20%. В западных и центральных регионах падение доходит до 60%, свидетельствуют данные Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.

«Сейчас во многих сетях (АТБ, «ЭКО-маркет», «Новус») практически все акционные товары - российского производства. После распродаж их место займут украинские марки», - полагает Дорошенко. В АТБ российских товаров не более 2%, в «Великой Кишене» - около 5%. Торговая сеть «Вопак» вообще вывела российские товары из ассортимента. «В долгосрочной перспективе замещение российского импорта украинскими марками полезно для рынка», - подчеркивает Бойко.

После укрепления доллара просели продажи и товаров, импортируемых из других стран. Их подорожание на 50-60% сразу отметили потребители. Правда, точных цифр сокращения числа таких товаров ритейлеры пока не называют. «Наиболее проблемными являются товары длительного пользования, особенно импортные», - резюмирует Вышлинский.

читать полностью

ритейлеры, аналитика, украина

Previous post Next post
Up