Сегодня в России отмечается День моряка-подводника. В честь праздника я расскажу об отечественных подводных лодках, которые можно посетить с экскурсиями, и своими глазами увидеть условия жизни и службы героических моряков.
Музей “Подводная лодка Б-440”, г.Вытегра, Вологодская область
Вологодская область не забывает о своем славном прошлом. Многие уроженцы этой земли - адмиралы Попов, Шабликов, Рудницкий, Марков, Петров, контр-адмирал Потанин, матрос Сергей Преминин, посмертно получивший звание Героя России, - увековечили свои имена в морских битвах, а в военные годы в Вытегре базировался штаб Онежской флотилии. В 2005 году у берегов Вытегорского водохранилища появился военно-исторический музей - дизель-электрическая подлодка Б-440, относящаяся к 641 проекту. Много путешествий и военных походов совершила субмарина, построенная в 1969 году на верфи Ново-Адмиралтейского судостроительного завода Ленинграда. Она базировалась в Заполярье и выполняла задачи в водах Средиземного, Баренцевого и Норвежского морей, разведывала северо-восточную Атлантику, едва спаслась из сетей норвежского траулера и состязалась в соревнованиях по выходу в торпедную атаку. Завершив свой боевой путь, субмарина стала наглядным пособием по истории жизни моряков-подводников. Экспозиции музея, сопровождающиеся аудиоэффектами, также рассказывают о судьбе экипажа подлодки «Курск», навигационных огнях и многом другом.
Подлодка Б-413 в Музее Мирового океана, Калининград
История одной из немногих старых подводных лодок, сохранившихся в первозданном виде, начинается в 1968 году. Много морей покорила и немало наград собрала «Б-413», сошедшая со стапелей Адмиралтейского судостроительного завода в Ленинграде. Она побывала с официальными визитами на Кубе, заглянула в Гвинею, выполняла боевые задачи в акватории Средиземного, Баренцевого, Норвежского и Балтийского морей, стала лидером по минной постановке, удостоившись звания «отличного корабля», и была объявлена лучшей по торпедной подготовке дизельной подлодкой ВМФ. Достойно закончив службу и покинув ряды защитников отечества, субмарина, опять же проекта 641, стала почетным экспонатом Музея Мирового океана в Калининграде. Все осталось прежним на судне, обосновавшемся на Набережной исторического флота: все механизмы и надстройки, боезапас и вооружение сохранились в том же состоянии, что и в день вывода из состава ВМФ. На борту «Б-413» размещается экспозиция «Из истории подводного флота России» и регулярно проводятся встречи ветеранов. Узнать больше о славном боевом корабле можно на
сайте.
Музей “Подводная лодка С-189”, Санкт-Петербург
Едва прогремели последние выстрелы Великой Отечественной войны, CCCР взялся за масштабную задачу - создание тысяч единиц самой современной боевой техники. Закипела работа и на ЦКБ-18: тут появились на свет новые торпедные субмарины Проекта 613, предназначенные для ликвидации вражеского боевого транспорта и ведения разведки. Одной из 215 таких подлодок была и «С-189», спущенная на воду с верфи Судостроительного завода №189 имени Серго Орджоникидзе 4 сентября 1954 года. Судно, исполнявшее боевые задачи в течение 35 лет, побывало на Балтийском море и в Атлантическом океане, испытывало новое оружие в Ладожском озере и красовалось на военных парадах в Москве и Ленинграде. После списания и демилитаризации корабль ушел на дно Купеческой гавани в порту Кронштадта. Так и печально окончил бы он свои дни, но силами энтузиастов и правительства «С-189» была поднята с грунта, восстановлена и в 2010 году превращена в музей на набережной лейтенанта Шмидта в Питере. Помимо
экскурсий и встреч ветеранов-подводников, экспозиция «Подводная лодка С-189», открытая с 11 утра до 7 вечера со среды по воскресенье, участвует в музейном конкурсе «Большая регата».
Субмарина Б-80, Амстердам
У каждой лодки, как и у людей, своя судьба. Одна, дожив до старости, бесславно списывается в утиль, другая становится гордостью народа, превратившись в музей на городской набережной, а третья, избороздив полмира, проводит свои последние дни на чужой стороне. Дизель-электрическая советская субмарина Б-80 проекта 611, созданная в цеху судостроительного завода №402 города Молотовска в 1957 году, выполняла боевые задачи у берегов Южной Америки и останавливалась в порту Александрии, базировалась в Гремихе, Печенге и Лиепае. А в 1992 году была продана голландской фирме Foxtrot BV, превратившей ее в плавучее кафе. Б-80 не раз переезжала с места на место, побывав в Ден-Хельдере и Амстердаме, и пользовалась завидной популярностью у русских и немецких посетителей. В 2002 году боевая машина едва не превратилась в конференц-зал, а затем и в прогулочное судно для подводных экскурсий. Пока же машина бюрократическая затягивает реализацию развлекательного проекта, советская субмарина служит экспонатом Исторического музея мореплавания в амстердамском порту NDSM и иногда принимает вечеринки.
Спасибо