Приезжая в Новгород на фестиваль
Фестиваль музыкальных древностей СЛОВИША, обязательно иду в исторический музей на встречу со знакомыми. До этого года их там было двое, и я, зная уже постоянную экспозицию наизусть, заранее предвкушаю - вот, сейчас перейду в следующий зал, и там, на витрине с скоморошьими масками и гудками, будут лежать они - два варгана 14 века. Для такого человека, как я, увидеть их из года в год, - это своеобразный ритуал, подтверждающий, что все хорошо.
В этом году одного из инструментов на месте не оказалось.
Он переехал в другой зал. Там же выставлены ещё два, ранее хранившиеся в запасниках музея - это проходит выставка Новгород и Ганза, где варганы являются важной частью экспозиции, подтверждающей прочные торговые связи города в средневековье.
Новгород не единственный город в России, где находят средневековые варганы, но единственный, где прослеживается контакт с Западной Европой в отношении этих инструментов. Дело в том, что все русские находки удивительно разнородны, что не позволяет выделить какой-либо центр производства или вообще доказать его наличие в России в средние века (по принципу, любой кузнец мог сковать под заказ или по настроению, но регулярно не изготавливал). Но в Новгороде находят инструменты (на данный момент, таких 3 из 13), не только формой похожие на европейские (это еще ни о чем не говорит), но и имеющие специфические мастеровые клейма, которые уже позволяют судить об их происхождении. В прошлом году это исследование о клеймах на археологических варганах
опубликовал Антон Каменский, сотрудник Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина. На его основе и сделана экспозиция на новой выставке.
Вот они, эти три варганчика.
А вот и четвёртый, один из самых известных, он был найден практически целым, с язычком, но его отпилили для углеродного анализа, а потом грубо припаяли обратно. В итоге имеем то, что имеем.
Это грустная история, показывающая отношение к инструменту в археологии. А не грустная такая: в этом году в Новгороде был найден второй варган с язычком. И теперь он в надёжных руках Антона Каменского, так что от варгана уже никто ничего не отпилит.
Я его тоже в руках держала, Антон разрешил. В перчатках, чтобы не разрушить защитный слой для консервации. Фото нет из-за дурацкого музейного правила, но вы можете мне поверить. Маленький, кривенький, легчайший - всего 9 грамм. 9 грамм средневековой музыки. Счастье;)
P.S. А вот картинка к выставке - очередной пример непонимания варгана. Исполнение на ней изображено так, что если бы это был гитарист, он бы держал инструмент грифом вниз, и струны там были бы склеены. К слову, средневековые художники изображали варганистов куда точнее. Видимо, живьём они их встречали поболе.