назначенье границ

Jun 15, 2009 16:58

Многие российские проблемы последних 15 лет обусловлены несформированностью понятия "границы". Я имею в виду не формальное политическое разграничение постсоветского пространства, а когнитивные границы социальной категории "Россия". Данная проблема уходит корнями  в досоветский период, когда империя осваивала евразийские просторы, опрометчиво "растягивая" пространство русской идентичности до катастрофических разрывов, что произойдут в будущем: 1917 и 1991 годах. Характерно, что в России никогда не было осмысленной и долгосрочной геополитической стратегии (Сталинские планы касательно политической послевоенной архитектуры не в счет, поскольку являются частью общеполитического замысла режима, а не национальным геополитическим проектом), страна до сих пор являет собой великолепную контурную карту, на которой доминирующие политические группы пытаются реализовать собственные представления о настоящем и будущем русского мира. Вероятно отсутствие легитимных политических границ современной РФ препятствует формированию позитивной идентичности у российских граждан. Ведь, сколько не укрепляй вертикаль власти, она не может стать центром кристаллизации общегражданского единства. Поэтому, даже при наличии стабильного политического режима и достаточных природных ресурсов угроза фрагментации национального тела страны нисколько не ослабевает.Безусловно, эрозия национальной целостности была ускорена либеральным проектом замены социального идеала экономическими интересами. Однако, именно невозможность определить геополитическое ядро пространства России, в гораздо большей степени негативно повлияла на теперешнее отставание страны в глобальной геополитической гонке на выживание в 21 веке. Сегодня уже не имеет смысла возлагать вину за социально-политическую деградацию страны на одних либералов. Да,либеральный проект несостоялся. Но потерпели фиаско и альтернативные проекты: националистический, национал-коммунистический, реставрационный. Истончается ресурс неоэтатистского замысла "суверенной демократии".  Нынче появляется шанс овладеть "сознанием масс" у самых радикальных (в смысле не шаблонно мыслящих) идеологических сообществ: не случайно русское общество "левеет" на глазах, вопреки монетаристским практикам правящей группы.
Впрочем, смена политического курса - дело будущего. А пока, неочерченное границами пространство России продолжает сжиматься. По-прежнему, граждане селятся в тесных городских районах, несмотря на избыток земель, дачники строятся "кучно" и поговорка: "в тесноте, да не в обиде" отражает реалии российского быта. Одновременно с процессом "сжатия"общественного космоса, дефицит геополитической смысловой определенности компенсируется уплотнением власти. Властные энергии пронизывают все общество, и присутствие государства в частной жизни обывателя, уже превосходит по своей концентрированности и психологической токсичности опыт подавления личных свобод во времена "исторического материализма".
И, наконец, последнее, о чем хотелось бы сказать: затягивание с общенациональным консенсусом по поводу границ новой России ведет нацию к неизбежному мутированию в "Чужого" для всей мировой ойкумены. Этого нельзя допустить. Первые симптомы негативной инаковости уже налицо: плохие отношения с ближайшими соседями (Белоруссия, как свежий пример), настороженное внимание  к нам из стран западных демократий и нелюбовь к русским "кяфирам" братских народов Ближнего Востока. Можно, конечно, игнорировать эти угрозы и утешаться мифами об "островной" или "континентальной" сущности России. Но, мне думается, что на пожаре успокаивать погорельцев речами о важности огненных ритуалов в истории мира, согласитесь, как-то странно!
Previous post Next post
Up