Хочется рассказать об одной классной железяке.
Я вообще не ровно дышу именно к классическим мотоциклам. Они как-то больше похожи на... мотоциклы.)) А не на истребители, пришельцев или насекомых.
Многие классические моцики выпускаются и поныне, а вот некоторые интереснейшие железные кони - канули в лету и стали предметами коллекционирования.
Хочется рассказать про главную роторную фрезу в мото-истории - Suzuki RE5 Rotary.
Практически единственная в истории массовая модель мотоцикла с роторным двигателем Ванкеля.
Для тех кто не в теме - известные нам ДВС используют схему Отто с цилиндрами и поршнями.
Двигатель Ванкеля был разработан в 1957 году инженером компании NSU Вальтером Фройде и Феликсом Ванкелем и использует треугольный ротор вместо поршней. В дальнейшем фирма NSU кроме производства автомобилей с двигателем конструкции Ванкеля, очень сильно поднялась на продаже патентов на данную модель двигателя.
Роторные мотоциклы выпускались и другими фирмами кроме Suzuki, но объемы их производства не превышали несколько десятков штук. Самый популярный роторный не-Сузуки - мотоцикл с компьютерным приветом из 90х годов - Norton Commander, был выпущен в количестве 253 шт за 4 года. Голландские Van Veen стоили как пол-Роллс-Ройса и за 4 года продались в количестве 38 экземпляров.
С 1974 года по 1976 год Suzuki RE5 было выпущено более 6000 шт. И это было около 10-15% от запланированного объема.
Вероятно мотоцикл вышел таким интересным именно из-за рыночного просчета руководства Suzuki. Который, собственно, чуть не убил эту замечательную компанию.
Они сделали высокие ставки на эту модель. В их глазах футуристичный роторный RE5 - должен был стать топором в спину европейским мотопроизводителям.
Дизайн заказали у Джуджаро. Он и придумал автоматически открывающуюся крышку приборной панели.
Для промоушена нового Suzuki RE5 использовали астронавта Эдгара Митчела (шестого человека на Луне). Журналистов на самолетах отвозили на тесты предсерийных моделей.
О качестве механики и серьезности намерений производителя, говорит беспрецедентная гарантия - бесплатная замена двигателя при любых проблемах в первые 12 месяцев или 19000 км.
Особенность двигателя - полное отсутствие вибраций (поклонники Харли тут презрительно сплюнут) и и высокая тяга на низких оборотах. Максимальные 74,4 Нм достигались уже при 3500RPM. Мощность 500 кубового двигателя составляла 62 л.с. при 6500RPM. Четверть мили с места Suzuki RE5 пролетал за 14 секунд. Для сравнения - Harley Davidson XR-1200 проделывает это упражнение за 13,11 секунд, а современный гипербайк Kawasaki ZX-14R за 9,96 секунд.
Управляемость Suzuki RE5 на момент выпуска многими тест-пилотами оценивалась как лучшая среди японских мотоциклов и близкой к управляемости лучших европейских марок.
Выпускная система Suzuki RE5 была сложнее чем у обычных моделей мотоциклов, из-за особенностей работы двигателя. Температура выхлопных газов достигала 1000 гр.С. И потому выхлопная труба имела отдельный воздухозаборник для смешивания выхлопных газов с воздухом, чтоб и глушитель не прогорал и чтоб нога ездока не пережаривалась.
В 1976 году - модель пережила рейстайлинг и получила более традиционную приборную панель и задний фонарь.
Причин рыночного неуспеха несколько. Конечно - покупатели мотоциклов люди по большей части консервативные и воспринимали роторный мотоцикла, как красивую экзотику для богатых. И потому, поцокав в салоне языком вокруг RE5 - покупали мотоциклы с привычным двигателем.
Были и очевидны минусы.
Средний расход топлива у роторного RE5 оказался в среднем 8 л/100 км. С другой стороны, официально двигатель потреблял бензин с октановым числом от 85. Плюс несмотря, а то, что роторный двигатель Ванкеля, по определению - проще и компактнее традиционного двигателя, из-за решения проблем с охлаждением - двигатель получился тяжелым. Тяжелым получился и мотоцикл.
На текущий момент - Suzuki RE5 Rotary является коллекционной моделью. Двигатель себя зарекомендовал исключительно надежным. Ежегодные
мотопробеги клубов любителей этой модели тому подтверждение.
Сама компания Suzuki достаточно болезненно относится к этой модели, чуть не приведшей к краху фирмы.
В музее фирмы - этой модели нет.