ЧУМОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ЯМАЛУ. Mzungu Expeditions. День 10й.

Aug 16, 2018 09:00





День 10й. Ненецкие олимпийские игрища.
9 апреля. Стойбище Оленеводов в Ямальской тундре

Ночь была неожиданно тёплой. Даже принимая во внимание, что погода наладилась и сейчас в тундре гораздо теплее, чем было неделю назад, чум у дяди Паши лучше держит тепло, чем у Димы на Паюте. Практически совсем не поддувало и до самого утра во флисе и спальнике было комфортно.
Тетя Лида говорит, что вода в чуме не замёрзла...

У дяди Паши хороший генератор на два киловатта, и он тянет мою кофемашину. Всем чумом пьём Nespresso :) Женщины говорят, очень крепкий, а ненецким мужчинам очень нравится. Марко и Сара очень рады кофе. Итальянцы знают толк в хорошей кухне и в хорошем кофе. В чуме такие маленькие радости ценишь особенно.


За завтраком вместе с ненецкой семьёй традиционно заводим разговор об их быте и культуре.
Тётя Лида говорит, что сегодня они (их семья) меньше едят сырого мяса. Есть влияние детей, живущих в посёлках. Дети тушат оленину, варят. И родители, живущие в тундре, тоже стали все чаще её готовить. Сырую рыбу по-прежнему едят в большом количестве.

Рыбу и оленину зимой хранят в специальных сундуках на нартах. Отдельный сундук для рыбы, отдельный под мясо, свой под хлеб и крупы.
Летом, когда на улице нельзя морозить продукты, мясо и рыбу помещают под землю. Выкапывают яму около метра глубиной и с оплывают туда все запасы. Тут вечный морозильник, как результат вечной мерзлоты в тундре. Земля никогда не прогревается больше чем на 60-70 сантиметров от поверхности.

Дядя Паша и Ромка рассказывают, что за оленями нужен уход. Это только кажется, что отпустил их в тундру и они сами себе ходят на воле. Чтобы они не одичали, надо оленей объезживать, часть быков кастрировать (Ромка делает это закрытым способом), постоянно собирать стадо, чтобы оно не ушло далеко от стойбища и не спуталось с соседским, обрезать рога в нужный сезон и срезать парты - верхний слой, который растёт летом на рогах и внешне напоминает велюр. Китайцы платят большие деньги за парты и используют их в фармацевтике. Оленеводы сдают парты за 2500 рублей за килограмм, рога - в четыре раза дешевле. В конце зимы, когда на толстом слое снега образуется наст и олени испытывают особенные трудности при добыче ягеля, оленеводы помогают им раскапывать снег, чтобы олени не умерли с голоду. На прошлой неделе в местной прессе прошла информация, что около двух тысяч оленей совокупно по тундре попадали с голоду. Андрей говорит, что это обычное дело и происходит едва ли не каждый год.

Утром дядя Паша делает новые нарты. Периодически приходится обновлять "авто-парк". Изготовление нарт требует навыков в обработке дерева и глубоких знаний. Нарты все разные. Есть женские со спинкой, туда сажают женщин и детей в период каслания. В мужских едут мужчины. Грузовые нарты отличаются от мужских только тем, что у них нет удобной платформы, на которой можно сидеть, и иногда размером, в зависимости от веса, который на них перевозят.

Ромка пошёл за водой. Тут это выглядит следующим образом. Кочевой лагерь стоит рядом с мелким озером, где можно при помощи пешни и совковой лопаты нарубить льда. Из льда, если растопить, получается больше воды, чем из снега. Талая вода вкусная и экологически чистая, не вызывает никаких расстройств даже для наших неподготовленных желудков.

К полудню вернулся Дима из посёлка, привёз удочки для зимней рыбалки. Мы взяли с собой сырого оленьего мяса в качестве наживки и на снегоходе отправились за 10 километров от стойбища на Священное озеро. Именно так оно и называется в переводе с ненецкого.
Как оказалось, на озере вчера были рыбаки из посёлка и наделали лунок. Так что нам сильно повезло, не пришлось ломом и пешней рубить лёд.

Роман и его родители традиционно не являются рыбаками. Ромка говорит, что на удочку вообще никогда раньше рыбу не ловил.
Все оленеводы в тундре являются либо собственно оленеводами, либо одновременно оленеводами и рыбаками. При этом часть является исключительно рыбаками, не имея стада. Охотятся при этом все, так или иначе.

Первого окуня поймал Андрей, как подтверждение того, что он опытный рыбак, понимает с какой глубины ловить и вообще знает что к чему.
Вторую рыбину вытащил наш Дима. Причём весьма крупного окуня. Дальше было соло одного рыбака, ловилось только у Димы.
Я отдал удочку Роме, и ему все же удалось поймать одного.

Позднее дома дядя Паша сказал, что обязательно надо было сделать подношение богам в любой форме: конфеты, мясо, чай, не важно. Ромка сокрушался, что он совсем про это забыл, ведь озеро священное. Потому, говорит, мы и поймали восемь штук только...
Сколько бы ни было, на вечернюю уху нам все же хватило. Хозяева сделали ее фантастически вкусной!

Немного замёрзшие на рыбалке, но довольные, решили устроить свои соревнования. Ромка то с семьёй из-за нас не попали в этом году на День Оленевода. А между прочим, Роман Сэротето выиграл в прошлом году соревнования по гонкам на оленьих упряжках на Дне Оленевода в Аксарке и получил за это в качестве приза новый двигатель для снегохода.
Фамилия семьи - Сэротето - происходит от ненецкого "богатый белыми оленями".
Белый олень считается хорошим знаком. Хорошо когда их много в стаде. Роман заботится о важенке, которая часто приносит именно белых. Один белый ходит у них вокруг дома.

Ахмет со вчерашнего дня троллит Ромку, говорит, давай с тобой бороться. Роман, понимая, что Ахмет тяжелее его более чем в два раза, скромно говорит, что борьба не его сильная стороны. Вот мол прыжки и скачки - да.
Роман внешне похож на Брюса Ли. Как только мы ему это сказали, он расплылся в улыбке и сказал, что он большой фанат Брюса.
Ну а раз назвался груздем, да ещё и Ахмет не отступает, поединок все же был назначен...

Сразу договорились, что бороться будем не в турецком стиле, а по правилам ненецкой народной борьбы. Для этих целей одели на Ахмета национального гуся, потому как малицы его размера в стойбище не нашлось. Рома повязал на Ахмета пояс. Именно так принято у ненцев, что пояс соперники повязывают друг другу.
Борцы берут один другого за пояс обеими руками: одной спереди снизу, другой - сзади. Задача борцов - провести бросок соперника через себя. Поединок идёт до трёх результативных бросков. Надо ли напоминать про разницу в весе и про то, что Ахмет турок и ему не чужда борьба как таковая, но Ромка Сэротето оказался не только скромным, но и, по словам самого Ахмета, очень крепким парнем.
Нисколько не уступал в этой схватке, которую судил дядя Паша, комментировал Мзунгу, в снимал на видео Дима.
Роман невероятным образом умудрялся бросать Ахмета. Настоящее шоу получилось. Ахмет конечно тоже был близок к победе, но первым к ней пришёл ненецкий парень.

Тут конечно решили продолжить соревнования.
Ромка говорил вчера, что борьба не его конёк, и он бы предпочёл сразиться в армрестлинговом поединке.
Поскольку Ахмет здорово устал, с Романом пошёл бороться я.
Очень он ловкий, этот парень. Я сразу прогрел старт правой рукой и лишил себя шансов вытянуть схватку. Но на левой руке я отыгрался :)

Как квинтэссенция нашего противостояния, пошли тянуть палку. Это национальная ненецкая забава. Противники садятся лицом к лицу, упираясь ногами в доску, помещаемую между ними. Обеими руками берут короткую палку и по команде тянут на себя.
Несмотря на все его усилия, много шансов Ромке я не оставил. Пусть и тянул я в первый раз. Все-таки вес имеет решающее значение. В полтора раза больше как никак :)
Говорит, вот завтра приедет Димка, тот здоровый. Тот и бороться горазд, и палку тянуть.

Сегодня к нам в чум приехали ещё гости. Старшая дочка Зина со своим мужем Германом и сыном Степаном. Степан конечно та ещё звезда. Неохотно пошёл на контакт, но зато когда вошёл во вкус, то не оторвать было, как нам позировал. За его характер, я прозвал его Чингиз-Ханом. Домашним это очень понравилось :)

Разговорились с Германом. Как оказалось, у нас с ним уже есть общие знакомые в тундре :)
Герман сам с Паюты, знает Диму Лабтендера, у которого мы гостили на прошлой неделе. Более того, как оказалось, и у самого Германа фамилия Лабтендер. Лабтендер означает "житель равнины". Они с Димой с одних и тех же мест родом.

За ужином тётя Лида и дядя Паша рассказывают, как готовится мужская и женская одежда.
Чтобы сделать одну ягушку, пригоняют стадо к чуму и женщина выбирает оленей, какой цвет шубы она хочет. Мужчина забивает оленят и снимает шкуру. Ягушка делается из нежной шкуры, поэтому для этого забивают молодых телят около 3 месяцев от роду. Чтобы ворс был короткий, забой происходит в летнее время. Эти шкуры используются для внешнего слоя. Для внутреннего слоя нужны шкуры с более длинном ворсом, поэтому забой происходит ближе к осени. Всего для двух слоёв нужно 6 оленят.
Шкуры двух взрослых оленей нужны для изготовления нижней части ягушки, непременно чёрного цвета. На воротник используется шкура песца. Итого, для изготовления одной ягушки пострадает 8 оленей и один песец.
Удивительно, но ненцы шьют новую ягушку каждый сезон. Не то, чтобы она за сезон полностью изнашивается. Скорее, это вопрос престижа. Дядя Паша говорит, что его семья, владея стадом в 600 оленей, может себе это позволить. Они считаются богатыми оленеводами. Другие, у кого стадо в сотню оленей величиной, конечно, так не шикуют.
Вообще, ненецкие женщины носят одновременно несколько ягушек, как московские модницы имеют в гардеробе несколько шубок. Тётя Лида говорит, что её прошлогодние ягушки лежат в нартах, носит только последнюю, вышла мол уже из того возраста, когда меняют шубки.

Примерно такая же мода и на мужские малицы. Рома говорит, что у него шесть малиц и на подходе седьмая.

Прежде чем шить из шкуры одежду, её сушат, выделывают и коптят. Только потом делают крой и шьют. Весь этот процесс занимает около двух недель.

Ненецкая обувь - кисЫ, этакие сапоги выше колен - также шьётся из оленьей шкуры, из наиболее прочной и тёплой. Для этого используется шкура с ног оленей. В северный районах, от Обской губы и далее на север, раньше шили кисы из нерпы. Если оленьи сапожки выходят из строя за два года, то из нерпы служат и по десять лет. Кроме того, они не промокают, как резиновые сапоги. Сейчас охоты на нерпу стало меньше, поэтому кисы почти повсеместно шьются из оленя.

Обязательным элементом мужского костюма является пояс. Женщины не вправе прикасаться к поясу. В поясе в качестве обязательных элементов используется медвежий зуб или коготь, подвешенный в области спины, а так же нож, висящий на цепочке слева. Ненцам сегодня не позволяют носить с собой ножи, в посёлке всякий раз их проверяет полиция, поэтому носят бутафорию. Если дернуть за рукоятку, то из ножен достанешь не нож, а рукоятку.

После ужина тётя Лида заботливо, по-семейному, принесла нам целую тарелку замороженной морошки - якобы оранжевого цвета, чем то отдаленно напоминающей ежевику. Ребята уже как бы спать собрались и вообще почистили зубы, но мы с Димой в две руки смолотили добрые полкило. Фантастически вкусная!
Теперь можно и спать...

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ о других днях этого путешествия на ЯМАЛ:

ЧУМОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ. Дни 1й и 2й. Борьба со стихией.


ЧУМОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ. День 3й. Тынзяны для хоров.


ЧУМОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ. День 4й. Экстремальная рыбалка на озере Ярото.


ЧУМОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ. День 5й. Чумовая реновация.


ЧУМОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ. День Дни 6й и 7й. И снова дорога, и снова метель.


ЧУМОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ. День 8й. Неожиданный День Оленевода.


ЧУМОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ. День 9й. Северное сияние в Вороний День.


Арктика, чум, ненцы, север, экспедициисмзунгу, mzunguexpeditions, оленеводы, Ямал, тундра

Previous post Next post
Up