День 5й. Чумовая реновация.
3 апреля. Стойбище оленеводов в Ямальской тундре.
Вчера на лобное место нашего реалити-шоу Чум-2 был вынесен вопрос о каслании.
Вчера жутко дуло, рыбалка была экстремальной, и Галя порядком замёрзла. Пришлось растирать руки.
Андрей сказал, что и завтра погода ожидается под стать. Некоторые участники экспедиции сразу выразили желание упростить программу дня, дабы не замёрзнуть во время миграции. Другие, хотя и выразили сомнение в целесообразности отказа от каслания, в итоге все же поддержали большую часть команды.
Ненцы каслают круглый год, зачастую невзирая на погоду, перемещаясь с места на место, летом поднимаясь на север по полуострову Ямал, а зимой кочуя по материку от северного Урала до Надыма. За зиму стойбище оленеводов меняет локацию около десяти раз, а в летний период переходы осуществляются намного чаще, порой ежедневно.
Определяющим в касланием являются два фактора, два ресурса, наличие ягеля для прокорма оленей и наличие дров для отопления чума. Летом корм для оленей в изобилии, основным питанием, помимо того же ягеля, являются травы и ягоды. Рацион более разнообразный, и оленеводы откармливают оленей. К тому же смена места стоянки не является большой проблемой, поскольку установка чума летом значительно быстрее по ряду причин: его не нужно окапывать, на нем меньше шкур и так далее.
Во время каслания оленеводы собирают стадо и ездовых оленей запрягают в нарты, все чумы разбираются и вместе со всем скарбом грузятся на нарты. Переход на новое место может осуществляться от нескольких часов до целого дня, в зависимости от того, где больше корма для оленей.
Хотя существуют и другие факторы, определяющие место стоянки.
В нашем стойбище, если подвесить телефон "под потолок", то на высоте человеческого роста чудесным образом есть сигнал мобильной связи. Правда, только Билайн. Дима говорит, что место тут не самое лучшее, потому как продуваются всеми ветрами. Но наличие сотового сигнала стало определяющим, чтобы встать именно здесь. Все-таки маленький ребёнок в чуме, и лучше иметь связь с большой землёй. Вот такое вот влияние внешней среды на жизнь ненцев...
Андрей предложил вчера неплохую альтернативу касланию, коль скоро ребята от него отказались. Оленеводы разберут наш чум, а потом заново его поставят. Таким образом, мы проследим, как происходит одно из основных действий во время каслания.
Первое, с чего начинается демонтаж ненецкого жилища, это снятие нюков- больших пологов, сшитых из шкур оленя. Всего на чуме четыре больших нюка, которые кладутся внахлест. Внешние нюки стелются ворсом наружу, а внутренние - ворсом вовнутрь. Когда внешние нюки изнашиваются, ворс постригают и ставят их вовнутрь.
Нюк - большая семейная ценность. На один нюк уходит около 30 шкур, на целый чум, соответственно, около 120. Если какая то шкура сгнивает, то во время одного из касланий вшивают новую шкуру. Нюк никогда не выбрасывают, и дело тут не только в стоимости (около 200-400 тысяч рублей), но и в том, что он рассматривается как реликвия.
Пока мужчины снимают чум-палки - длинные шесты, на которых держатся шкуры, Света голыми руками на морозе подшивает все нюки, где они порвались. Шьют оленьими жилами.
Чум-палка похожа на хорей - погонную палку для ездовых оленей, но при этом толще и длиннее. Кроме того, у хорея, которым погоняют хоров (ездовых оленей) есть костяной наконечник в виде шарика, чтобы не травмировать оленей.
Как только все чум-палки разобраны (их может быть от 30 до 50, в зависимости от силы ветра в тот или иной сезон и в той или иной местности), мужчины снимают печку-буржуйку, а женщины переходят к уборке деревянных полов, утвари и шкур с пола.
Сборка чума происходит в обратном порядке. Перед установкой по кругу в снегу выкапывают небольшую траншею сантиметров двадцать или тридцать глубиной. Тогда чум-палки и нюки можно будет поставить глубже и присыпать снегом. Благодаря такой конструкции чум меньше продувается ветром.
Так что, реновация не только у нас в Москве. Ненцы проходят через это аж несколько раз в год. Поговаривают, что Оленевод Собякин отсюда и завёз в столицу эту моду.
Пока мы наблюдали за сносом старого жилья и постройкой "нового современного", девчонки сходили в хозяйский чум и поговорили со Светой и Настей о том, о сём.
Настя говорит, что хочет переехать в город. Жизнь в стойбище не для неё. Пока училась в школе, привыкла к другой жизни. Боится, что оленевод какой-нибудь возьмёт её в жены, и тогда придётся ей остаться в тундре.
Настя нянчит малышку Эсмеральду, меняет ей "памперсы". Примечательно, что они до сих пор не покупают памперсы в магазине, а делают их изо мха. Как, впрочем, и прокладки.
Вообще, многое в их жизни по-прежнему традиционно и шокирующе. Позавчера, когда мы с Димой катались на оленях, он рассказал мне, что быков надо кастрировать, чтобы они были покладистее. Говорит, я не люблю кастрировать закрытым способом (связать мошонку и отбить яйца колотушкой). Говорит, предпочитаю открытый способ. Он заключается в том, что мошонку также затягивают и все это оленье хозяйство откусывают зубами. Сам, говорит, откусываю, а чего там делов то...
Делу время, потехе час. Лёня нашёл древко и водрузил на него флаг своей компании, Лера привезла с собой флаг её женской футбольной команды с ироничным названием фИфа. Под флаг Мзунгу Экспедишенс нашли огромную заготовку на хорей с узким наконечником, и флаг был поднят высоко над стойбищем семьи Лаптандер.
Пока все в сборе, выстроились у нарты с флагом и вместе с хозяевами сделали общее фото.
К вечеру на улице установился полный штиль. Даже флаги перестали развеваться. Будто природа чувствовала, что у нас грядёт ритуальное убийство оленя.
Вчера ребята решили, что надо пройти и через это.
Мужики привезли яловую олениху двух-трёх лет, повязали ей петлю на шею и, сбив с ног ударом обуха топора по затылку, разошлись в стороны и натянули веревку. Они стояли около пяти минут как воины, широко поставив ноги и гордо выпрямившись. Ритуал был одновременно грациозный и отвратительный.
Олень закатил глаза. Дима мастерски сделал несколько надрезов и без капли крови снял с оленя всю шкуру целиком. Потом аккуратно разрезал тушу, собрав всю кровь в половине туши, зачерпнул оттуда полный бокал и предложил выпить всем желающим. Макс с Лёней лихо отхлебнули тёплой крови, сделав на лице "боевой раскрас" кровью. Мы с Серегой разбавили пополам с водкой и выпили. Так оно куда приятнее 🙂
Наташа с Таней, две сестры, которые в экспедиции впервые, в хорошем смысле удивили своей готовностью к авантюрам. Девчонки не только крови отхлебнули, так ещё и по кусочку тёплой почки и печени съели.
Ненцы, конечно, тоже, соблюли все ритуалы и попробовали тёплого мяса и крови. Почка и печень, как и язык, считаются главными деликатесами.
Коли разжились свежим мясом, сегодня готовим оленину. Лёня, кажется, может сделать кулинарный шедевр из чего угодно. Из специй оставались только курага и кедровые орехи. В итоге получились чумовое блюдо "тушеная оленина с курагой и кедровыми орехами". Звучит, как меню в хорошем столичном ресторане.
На этом фоне пошутили, что Лёне с Олей надо в Москве открыть ресторан ненецкой кухни. Даже два названия с ходу придумали: "Чум" и "Тундра". В каждой шутке, как известно... Кто знает, может этого вдохновения хватит, чтобы действительно открыть ресторан.
Чтобы приготовить на буржуйке на холоде, топить приходится порядком. Похоже, печку мы перетопили. Из трубы летели искры, труба раскалилась и подпалила один из хореев. Лёня закинул стоящие рядом нарты на чум, я заскочил на них и большими комками снега потушил возгорание. Ничего и сгореть не успело. Слава Богу, все обошлось. Серега вовремя сигнализировал, молодец.
В чем причина возгорания, до конца не понятно. Понятно, что перетопили. Но для этих целей к тому хорею, что соприкасается с трубой печки, привязывается мокрая палка, которая не должна загореться. То ли что то с палкой этой было не так, то ли она высохла от температуры и загорелась, то ли на чум упала искра из трубы...
Андрей предупреждал, что после переустановки чума спать будет холоднее, дуть будет сильнее. Так оно и есть. Несмотря на то, что Серега бегал вокруг нашего чума и трамбовал снег, ветер гуляет, особенно у стены. Стен в чуме много, поэтому ветер почти везде.
Я сегодня ложусь в тёплых штанах и двух флисах в спальник. Бог даст, сосулек на носу утром не будет.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ о других днях этого путешествия на ЯМАЛ:
ЧУМОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ. Дни 1й и 2й. Борьба со стихией.
ЧУМОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ. День 3й. Тынзяны для хоров.
ЧУМОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ. День 4й. Экстремальная рыбалка на озере Ярото.