ЧУМОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ЯМАЛУ. Mzungu Expeditions. День 1й и 2й.

Apr 16, 2018 09:00




Друзья! Мы чуть позже вернемся в джунгли Папуа, а пока у нас есть для вас кое-что погорячее (то есть похолоднее;)! Свежачок с Ямала!

Дни 1й и 2й. Борьба со стихией.
30 и 31 марта. Москва - Салехард - Лабытнанги - Паюта - Стойбище Оленеводов в Ямальской тундре

Экспедиция к ненецким оленеводам была задумана весьма давно, лет пять назад. Но, как часто случается в нашей жизни, желаний много, а отпуск один :)
И вот, как только отпуск перестал быть коротким промежутком между офисными буднями, я сразу решил, что моя первая этнографическая экспедиция будет именно на Ямал.

Ямал - тот самый полуостров, которой в детской загадке жалуется на свой рост, на самом деле вовсе не маленький и имеет совсем иное этимологическое значение.
На языке ненцев Ямал означает "край земли", полуостров, вытянувшийся на тысячу километров и уходящий глубоко в холодные воды Карского моря и Ледовитого океана. Полуостров, который служит пристанищем культуры ненецких оленеводов, из года в год каслающих со своими стадами с юга на север и обратно, форсируя суровые продуваемые всеми ветрами льды и снега Обской губы.
Нас ждёт большое и удивительное приключение, настоящая, как говорят на севере, "чумовая жизнь", со всеми тяготами и лишениями (я хотел сказать, приключениями), которые приходятся на долю отчаянного ненецкого народа.

Искателями приключений стала большая команда, которую я постепенно представлю. Интригой экспедиции было значительное число принявших в ней участие девушек. В какой то момент показалось, что её можно назвать женской, но мужчины устояли и обеспечили равный состав. Шесть девушек и шесть парней, не считая Мзунгу :), отправились за полярный круг, чтобы буквально на своей шкуре почувствовать, как оно, жить в тундре с оленеводами.

Кое-кто уже прочувствовал со всей, так сказать, полнотой ощущений. Неделю назад я отправил две интересные группы на Ямал: одна состояла из 15 китайских фотографов, а другая из 6 увлечённых итальянцев пенсионного возраста, объехавших буквально весь мир и отыскивающих самые удивительные и необычные для этнографа и фотохудожника уголки на земле. Карла, владелица итальянского агентства редких путешествий, при встрече на прошлой неделе с гордостью подарила мне итальянский тревел-журнал со своей статьёй о чукотских оленеводах.
Зимняя погода (точнее сказать, непогода) всерьёз установилась немногим более недели назад. Морозы, а самое главное, ветра и метели, которые не редкость тут перед сменой сезона, осложнили жизнь моим группам и заставили их порядком помёрзнуть. Ветер ночью около 20 метров в секунду выдувал всё тепло из чума, как только хозяйка переставала его топить.

Начало нашей экспедиции также прошло под знаком борьбы с непогодой, а на второй день - с настоящей полярной стихией...

Встреча в бизнес-зале Матрёшка аэропорта Шереметьево (здорово, когда на всех есть халявная проходка!), разговоры старых знакомых, друзей и знакомство за кружкой пива тех, кто раньше не встречался, расслабленная атмосфера в позднее пятничное утро... Гармонию нарушило сообщение о том, что Таню требуют вернуться в зону досмотра. Очевидно, какая то проблема с багажом.

Мы с Таней прошли по длинному закрытому коридору и вошли в служебное помещение. Сотрудник таможни, пристально посмотрела на Таню, потом на лежащий на ленте рюкзак, и строго спросила: "узнаёте?"
Пикантность ситуации была в том, что Таня не признала в этом рюкзаке свой, хотя на бирке фигурировала её фамилия…
Я спросил, что именно они там нашли, чтобы понять, кому из наших может принадлежать рюкзак. Как оказалось, походные спички.
Тут стало всё на свои места, потому как таких запасливых у нас двое: Серёга и Лёня. Серёга мой старый друг и постоянный участник моих экспедиций, финансовый менеджер, а Лёня - владелец крупной туристической компании, большой поклонник походов и прочих путешествий с перчинкой. Не знаю, если ещё что то общее у ребят, но в экспедицию они любят собираться основательно, делая кассу магазину "тысяча мелочей" перед каждой поездкой :) Такая подготовка к экспедициям всегда похвальна, ведь хорошая подготовка - половина успеха.

Только половина, потому что есть ещё фарт.
Сразу по прилёте в Салехард оказалось, что один из наших не получил багаж. Злая участь постигла Сергея, не того что запасливый, но другого, предпринимателя из Петербурга. Мы шутили, что вот мол собираешь, собираешь багаж, тщательно выверяя каждую мелочь, задавая в чате кучу вопросов, а потом оказывается, что можно продолжить путешествие налегке, с одной фотосумкой и тем, что было на тебе.

Перспектива была примерно такая, потому что Аэрофлот летает только один раз в день в Салехард, а завтра вечером мы будем уже далеко в тундре, и нам просто некуда привозить багаж. Настойчивый звонок гида Андрея начальству девушки из местного представительства Аэрофлота, впрочем, дал нам некоторый шанс на чудо...
В какой то момент разговора, когда Андрей попросил москвича на том конце провода представиться, оказалось, что они знакомы. Разговор перешёл в другую плоскость: "Илюха, решай вопрос давай, тебе весной на рыбалку по-любому приезжать!" :)
Это прозвучало очень убедительно и казалось, что Илюха, московский менеджер из Аэрофлота, найдёт ресурс, чтобы отправить рюкзак Сергея самолётом авиакомпании Ямал, прилетающей рано утром.
Забегая вперёд, констатирую, что чудо не случилось. Не обломится Илюхе весенняя рыбалка на Ямале :)

Благо мы прилетели заранее, и была возможность заехать в магазин и подобрать все самое необходимое Сергею. Главное, что нашли штаны и тёплые сапоги. Андрей обещал подобрать Сергею спальник.

Заселившись в отеле Азимут, также известном как Отель 89, на ужин отправились в ресто-бар Пятница, приличное по местным меркам место. Из приятного - очень неплохая строганина из местного щёкура.
Мясо этой белой рыбы безопасное, не содержит никаких паразитов, это знают даже оленеводы. Вылов щёкура лицензирован, а ненцы имеют бесплатные квоты по 30 кг в неделю на семью. Вполне хватает ещё и на продажу.
В целом щёкур по вкусу весьма походит на муксуна. Строганину надо есть пока она замороженная. После того как растает, получается уже сашими, только без соевого соуса и васаби. Короче, для среднестатистического русского человека блюдо становится несъедобное.

Северяне не скупятся на тепло. Оно тут в номере не только в батареях, но и под полом. В то время как на улице минус 30, в гостинице хоть окно выставляй.

Ребята немного продолжили встречу после ресторана, раскачав отель Азимут, и утром мы досчитались не всех.

Вчера перемело зимник на Паюту, и дорогу закрыли. Андрей говорит, что после полудня сможем проскочить. На Трэколах нет плохих дорог, есть только мало времени.

Утром сделали акклиматизационную прогулку по Салехарду, укрытому постройками от ветров, продувающих здешнюю тундру. На редких участках, где дует с долины реки, стало понятно, что примерно ждёт нас в стойбище. Именно примерно, потому что ветер был метра три в секунду, а там будет все двадцать.
Все утеплились и прослушали рассказы Андрея о прошлом и настоящем Салехарда.

Салехард был основан казаками более 400 лет назад на стрелке реки Обь и её притока Полуй, на возвышении, за что и был назван Обдорск. Впоследствии, в прошлом веке город был переименован в Салехард, что в переводе с ненецкого означает "поселение на мысу".
Место, где был поставлен острог, сегодня восстановленный памятник зодчества, где приятно прогуляться и сделать несколько кадров.
Внизу, у реки, расположен огромный "ледник", содержащий сотни и тысячи тонн запасов мороженых оленьих туш, рыбы всех сортов, включая осетрину, являющихся стратегическим запасом для армии на полтора десятка лет. Здесь, у восточного берега реки, под тенью острога, за короткое полярное лето в условиях вечной мерзлоты ледник, по сути, является гигантским холодильником, заключающим в себе головокружительные запасы продовольствия. В такие моменты понимаешь, что эту страну не победить :)

Население Салехарда около 60 тысяч человек, занято в основном в администрировании и газо-нефтяной промышленности. Много спортивных объектов, включая ледовые дворцы и школу шахмат Анатолия Карпова. Молодёжи есть чем заняться. Местные ребята выигрывают значимые международные соревнования: девочка выиграла чемпионат мира среди юниоров по шахматам, а вчера в аэропорту с фанфарами встречали чемпиона мира по каратэ.

В час дня, при стопроцентной ясной погоде и относительном безветрии в Салехарде, мы выдвинулись в северном направлении до станции Паюта на трёх трэколах.
Трэкол - производимое в Люберцах чудо техники на огромных колёсах, внешне напоминающее не то боевые машины ООНовцев, не то Хаммер. В каждом из шести колёс трэкола по 0,6 кубометров воздуха, поэтому эта машина не только эффективно передвигается по снегу, но и, имея нейтральную плавучесть, может с лёгкостью переплывать реки.

Только мы выехали за Обь, миновав Лабытнанги, как тундра предстала перед нами такой, какой её не ожидали увидеть даже наши водители.
Пронизывающий ветер и метель с видимостью местами до нескольких метров, перемёты на дорогах и большое количество автотехники, застрявшей на зимнике.

Зимник на Бованенково, проходящий через Паюту, представляет собой сезонную дорогу, ежегодно прокладываемую по насыпи. В короткий летний сезон распутицы здесь тоже можно проехать на трэколах. Зимние метели порой создают серьёзные неприятности, из-за чего дорогу порой перекрывают.
Мы попали в самый эпицентр стихии, передвигаясь со средней скоростью 25 километров в час.
Как результат, на одном из участков нас подкинуло на перемёте и машина заглохла. Снег попал под ремень ГРМ и тот проскользнул на два зубца. Наши водители и Андрей около трёх часов чинили проблему и к их чести, сумели справиться. Временами наш водитель Спартак лежал под машиной под метелью и ветром до 25 м/с. Нам даже нос показать было некомфортно, а ребята часами лазили в двигателе по локоть в мазуте.
Андрей говорит, что если бы проскочило не на два зубца, а на три, то погнуло бы клапана, и пришлось бы ехать дальше на двух трэколах.

Добравшись до станции Паюта за полночь, мы не встретили там оленевода Дмитрия, который ждал нас с 8 вечера и в какой то момент не выдержал и уехал пить чай в чум. По звонку Андрея Дима выехал за нами снова, но по пути несколько раз сломался карбюратор на Буране.
Дима приехал только к трем часам ночи. Как оказалось, до стойбища, по словам оленевода, ещё около 30 километров.

Приехав в стойбище около четырёх часов утра, мы встретили красивый закат, а нас встретила семья Димы - жена Света и сын Матвей.

Даже водители, которые бывали в самых разных ситуациях, были искренне удивлены временем, которое у нас заняла дорога. Четырнадцать часов!

Но перспектива, представшая пред нами, да ещё и выправившаяся погода, определённо создавали настроение.

Хозяева накормили нас ужином из тушеной оленины и строганиной из белой рыбы, и предложили нам остаться в одном чуме, заняв его полностью. Несколько тесно, но без Андрея мы всё-таки уместились. Зато больше надышим! :)

Быстро остывающая печка и обещанный минус к утру заставили нас залезть поглубже в спальники, высунув только кончик носа.

image You can watch this video on www.livejournal.com



1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.

Арктика, чум, ненцы, север, экспедиции, mzunguexpeditions, оленеводы, Ямал, тундра

Previous post Next post
Up