ЗАТЕРЯННЫЕ ПЛЕМЕНА ИНДИИ. День 1й. Спасённый день, или гламур по-делийски.

Jul 28, 2014 10:00

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ИНДИИ. Январь-февраль 2014

Привет Путешественникам и всем, в ком живет жажда открытий! Предметом очередного углубленного исследования нашей Планеты стали забытые туризмом и чуждые российскому путешественнику, но поистине благословенные места на крайнем северо-востоке Индии. В том самом аппендиксе, которому современные путеводители посвящают едва ли с десяток страниц, а мы посвящаем отдельное путешествие.
Надо сказать, что этот «полуанклав», занимающий менее одной десятой территории Индии, представляет собой совсем иной мир, вовсе не индийский. Населяющие его 40 миллионов людей живут иной жизнью, для них не существует границ и ограничений.
Мы проехали от влажных джунглей Мегхалаи, считающихся самым дождливым местом на планете, до покрытого льдом предгорья Гималаев, где, несмотря на дефицит кислорода, хочется провести вечность. Мы насладились ежегодным фестивалем Торгья в буддистском монастыре в Таванге, притаившемся в Тибете на самой границе с Бутаном. Мы повстречали удивительные племена апатани, имеющие уникальные традиции и исповедующими культ поклонения Луне и Солнцу. Побеседовали у костра с самыми настоящими охотниками за головами, населяющими штат Нагаленд. Спустились и отыскали подлинное чудо света - живые мосты Черрапунджи…

Никакой вводной статьи не хватит, чтобы перечислить всё то интересное, что с нами происходило. Именно поэтому мы посвятим этому путешествию наши следующие семнадцать репортажей.

По традиции, вашему вниманию - путевые заметки, на 100% написанные во время путешествия, холодными тибетскими ночами набитые на миниатюрной клавиатуре айфона. Нововведением этой серии репортажей станет представление вам каждый день «Героя дня» - кого то из местных, кто, как говорят англичане, made my day :)

Поехали! :)

День 1й. Спасённый день, или гламур по-делийски.
МОСКВА - АЛМАТЫ - ДЕЛИ

Герой дня: ДЖАУРИШ, ВЕЛОРИКША ИЗ ДЕЛИ

Года полтора назад, только вернувшись из Папуа, я решил, что в начале 2014го непременно вернусь в этот благословенный край. Предметом моего интереса было племя Короваи, живущее в домах на деревьях на 40-метровой высоте. Однако в середине прошлого года я получил предложение от замечательного путешественника Лины АКА linozka навестить нетронутый туризмом регион Arunachal Pradesh в северо-восточном аппендиксе Индии. В феврале в Таванге, у самой границы с Бутаном, проходит знаменитый фестиваль Torgya.

Для того, чтобы понять, насколько этот регион не затоптан, будет показательным один пример.
Накануне нашей поездки мой друг Саша принес мне путеводитель «Lonely Planet ИНДИЯ» на русском. Признаться, я никогда не видел таких толстенных путеводителей! 1230 страниц! Душевные метания относительно того, брать с собой или не брать этот талмуд, быстро развеялись сами собой. В одном из самых подробных в мире гайдбуков интересующим нас регионам было посвящено всего 11 страниц текста! К слову, в купленном Кристиной увесистом путеводителе от National Geographic Traveler, Аруначал Прадеш и Нагаленд были лишь упомянуты, о них едва ли набралось полстраницы информации...

Уже на этом этапе стало понятно, что с направлением я в очередной раз не ошибся, и жопа это та еще. В этой мысли я только утвердился, прочитав в самолете откопированные в LP страницы. - Авторы там сами едва ли побывали. И если по Аруначалу они проехали так или иначе, то в Нагаленде, похоже, не задержались. Посещение этих регионов происходит по пермитам, получить которые фактически возможно только через местные турфирмы. Именно поэтому, по словам корреспондентов LP, путешествующие в одиночку здесь совсем не встречаются.
Впрочем, пермит сегодня нужен только в Аруначал Прадеш. В Нагаленд ровно год назад его отменили. Это может означать появление здесь турпотока, а значит, мы вносим регион в число наших приоритетов для посещения. Наш девиз "Двигаться впереди асфальтового катка и туристической волны" привел нас к решению отложить на год поездку в Западное Папуа и, пока не поздно, отправиться в индийскую глубинку.
Lonely Planet называет регион Аруначал Прадеш "самым диким и неизведанным регионом" в Индии, да и в Азии вообще. Мол, "те смельчаки и авантюристы, которые сюда отправятся, будут щедро вознаграждены" :) Что ж, это как раз то, что нам нужно! Мы любим авантюры :) Не сомневаюсь, что поездка получится атмосферной. А это самое главное!

Те, кто часто со мной путешествуют, знают мое предвзятое отношение к Индии. Именно поэтому - потому что Индию я заочно откровенно недолюбливаю - я и решился на эту поездку ;)
Это самая неиндийская часть Индии, с тибетскими и бирманскими племенами, буддийскими монастырями и покрытыми снегом горными шапками. Говорят, что тот же Нагаленд не имеет ничего общего с Индией и полное ощущение нахождения в другой стране.

Мы летим веселой и проверенной временем компанией. У нас в команде 7 человек: топ-менеджер Тимур с супругой Леной, прошедшие с нами Конго, видеорежиссеры Колян и Лена, покорявшие со мной Анды, завсегдатай наших экспедиций финансист Серега, с которым мы вместе путешествовали уже на четырех континентах, и всегда ваши Мзунгу :)

С самого начала я определил для себя ключевые аспекты маршрута. Предметом нашего интереса будут:
- племена региона Аруначал Прадеш, включая очень экзотических Апатани. Именно Апатани стали для меня решающим аргументом при выборе этого направления;
- фестиваль Torgya в монастыве в Таванге в Гималаях. Монастырь в Таванге является вторым по величине буддийским монастырем в мире, после Потолы в Лхасе;
- бирманские племена Нагаленда. Среди них есть те, что именуются Хэдхантерами и еще в прошлом веке собирали на трофеи головы своих врагов;
- живые мосты Черрапунджи. То самое замечательное место, где корни фикусов, переплетясь с камнями, создают используемые местными вековые мосты.

Красоты Тибета и предгорья Гималаев будут перемежаться с долинами могучей реки Брахмапутры. Цель экспедиции - этнография, знакомство с уникальными культурами двух самых отдаленных штатов Индии, этнографическое разнообразие которых заставляет любого путешественника занести регион в свои must see.

В аэропорт пришлось выехать на 15 минут раньше - дороги в Москве в этот вечер четверга вдруг начали вставать. Впрочем, все обошлось, и меньше чем через час мы оказались в Шереметьево. С этим терминалом у нас связаны не самые жизнеутверждающие ассоциации. Года три назад, мы стали центральными действующими лицами во всем известной истории с ледяным дождем, когда в частности у Аэрофлота под самый новый год "вдруг" закончилась незамерзайка для обработки суден от обледенения. Тогда были отложены сотни рейсов, и мы провели в аэропорту двое суток. Прежде чем улететь в Амстердам, мы сменили два подмосковных отеля, трижды покинули территорию РФ и получили по два штампа в паспорт об аннулировании штампов о прохождении границы.
Свои билеты тогда я обменял под шумок на бизнес-класс и никогда не забуду ту давку, когда вдруг объявили рейс в Амстер и больше десяти стоек стали одновременно выдавать посадочные. Билетов на руках страждущих было раз в десять больше чем посадочных мест в самолете...
С тех пор, похоже, из этого терминала я не летал. Но эти стойки я очень хорошо помню..

Сегодня здесь однако не Аэрофлот, а Air Astana. У казахов все просто, но четко. Еда на борту совсем basic, но если голоден, то вполне съедобная. Мы перед вылетом хорошо посидели в Бургер Кинг, потому казахские "изыски" я в себя не запихнул :)
Вино как бы французское, но тоже столовое, рублей по сто за бутылку. Ладно, у Аэрофлота вон вообще вино краснодарское из пакетов :)
Главное, что в Эирбасе вполне просторные кресла с хорошим легрумом.

Аэропорт в Алматы может быть порекомендован тем, кто хотел бы попасть назад в девяностые. Одна только деревянная барная стойка в зале прилета чего стоит :)
Откровенно говоря, мне казалось, что в Казахстане должен быть современный европейский аэропорт, а тут что то среднее между Саратовом и Минском. При этом много народу, занятые туалеты, местные, моющие ноги в раковинах, и жуткие сквозняки отовсюду. Дьютифри, пусть и с небогатым выбором, но все же возвращает тебя в реальность, подсказывая, что это не СССР и не перестройка.

В ходе всего перелета и перемещений по аэропорту чувствуешь себя как дома. Казахи с удовольствием говорят по-русски. Все абсолютно.

Мы с Кристиной взяли места через одно на оба плеча с надеждой, что к нам никого не подсадят. Надежды оправдались. Мелочь, а приятно :) Особенно учитывая, что борта были почти под завязку оба раза. Хорошая цена у казахов. Но мы сделали свой выбор в пользу них благодаря очень удобным стыковкам и времени вылетов-прилетов.

Кто говорил, что после посадки пилоту аплодируют только русские?;) Нифига! Индусы не только громко хлопают, но и улюлюкают еще! :) Веселые ребята, похоже, эти индусы ;)

Аэропорт Дели очень напомнил сингапурский. Они старались сделать так же: ковры, низкие потолки, длинные тревалаторы посреди зала, попытка озеленения. Старались, но ничего из этого не вышло. Аэропорт получился вполне себе стандартный.
Сколь долго мы выбирались по длинным коридорам аэропорта, столь же долго меняли деньги. Курс в аэропорту очень плохой. Почти минус 10% от рыночного. Да еще и зарядили комиссию 7 долларов. В общем, мы посопротивлялись, но таки обменялись 100 баксов на всех. На такси. Такси в Индии весьма необычные: узенькие с позволения сказать микроавтобусики, для 3-4 пассажиров. Как выяснилось, они очень удобны на дорогах Дели. Местные водители умудряются объезжать на них всех слева и вставать на светофоре в первый ряд. Такое такси стоит 450 рупий от аэропорта. То есть меньше 250 рублей. Впрочем, по Индийским меркам, это дорого.

Первое, что дико шокирует на дорогах - это шум. Все без умолку сигналят. Не понять кто кому и зачем, но эта делийская какофония очень специфична. Я много видел шумных городов, в том числе и тех где водители много гудят, но Дели здесь определенно стоит особняком. Это что то с чем то. Большинство местных тут носят беруши.

Наш отель в центре города, и хотя и относится к Нью-Дели, так называемому новому городу, отсюда до исторического центра рукой подать: всего в паре километров от нас Красный Форт и главная мечеть Джима Масджид.
В ночном перелете с пересадкой сложно выспаться. Мы с Кристиной спали часа по четыре за ночь, кто то больше, а Колян с Леной вообще практически не спали. Одни не спали, другие не ели. И хотя, изначально планов на Дели у нас не было никаких, аппетит приходит во время еды.
Дабы не терять время, решили отобедать на крыше нашего отеля, откуда с пятого этажа очень неплохой вид на самобытный город. Прямо напротив - старый, грязнющий, разорванный в клочья рекламный баннер с надписью "GLAMOUR" :) Внизу сотни и тысячи баджаджей, мопедов и прочего автотранспорта. Велорикши, коровы, запряженные в телегу, и... слоны. По улице, совершенно спокойно ходит слон с погонщиком. И в этой части города это определенно не туристический аттракцион.

Еда, хоть и просили не острую, оказалась пламятворящей. Долго обедав, решили, что успеваем сегодня только на Красный форт и главную мечеть. Больше собственно и не надо. Лучше увидеть колорит города, чем сделать стандартные туристические снимки Дели.

Видимо, осознание этого где то в глубине души привело нас к ситуации, когда мы вообще никуда не успели... Нам предложили обменять доллары в отели, но мы все же решили сверить с рыночным курсом. Пойдя очевидно не в ту сторону, вместо банка нас занесло на железнодорожный вокзал. Вопреки подсказкам местных, обменников тут не было. Время утекало, шустрое южное солнце быстро стремилось в сторону горизонта. Не оставляя нам вариантов, судьба подкинула нам двух таксистов. Поймать в Дели такси на вокзале и попросить поскорее отвезти к самой центральной достопримечательности с заездом в обменник :) Ну и что из этого хорошего могло выйти?;))
В общем, мотания по каким то турлавкам, где нету наличности и надо куда то ехать, возвращение в отель и обмен по очень приличному курсу всех сумм. Нам завтра расплачиваться по маршруту в рупиях.

Так или иначе, мы закончили наши финансовые дела только в пять вечера. Ровно в это время закрывается форт и все остальное, а на улице начинает смеркаться...

Наш трип по Дели невольно оказался ночным. И если сначала казалось, что мы упустили возможность увидеть в Дели основные исторические достопримечательности, то в итоге еще раз убедились в том, что для того чтобы что то обрести, нужно что то потерять. Вечер получился отменный, с настоящим погружением в местный колорит!

Приказ таксистам везти нас к Красному форту означал, что разберемся на месте с дальнейшими планами. Прямо у входа на форт к нам настойчиво, но красиво подкатили местные велорикши. Слово за слово, пара фраз по-русски, и мы уже, рассевшись по трем рикшам, едем в сумасшедшем городском потоке, обгоняя те транспортные средства, что оборудованы мотором. При умелом вождении, в час пик велорикша - самый быстрый способ перемещения в старом Дели.
Наш парень ведет очень умело и быстро, попутно успевая нам рассказывать о всех достопримечательностях по пути. Согласившись на цену в 100 рупий в час, он сразу сказал, что заплАтите только если вам понравится. Если вам что то не понравится, можете не платить. Парень по имени Джауриш уверен в себе. И правда, молодец - тактичный и искренний, очень старается угодить, уместно шутит. Неплохо знает английский и как рыба в воде в своем городе. С гордостью и знанием дела рассказывает исторические факты и водит по нестандартным маршрутам. Всем этим он мне очень напомнил бирманского погонщика Мьяму в Багане. Тот парень уже наверняка стал гидом, и Джауришу дорога если и не туда, то определенно он найдет свое место в турбизнесе этого огромного мегаполиса, где не придется крутить педали за полтора доллара в час.
Хотя, я осознаю, что миллионы и миллионы людей работают в Индии за меньшие (в десятки раз) деньги, но у этого парня есть перспективы.

Дал мне порулить. Мол, он устал:) Пошутил конечно, но я от таких вещей не отказываюсь:) Впрягся как заправский рикша на потеху нашим ребятам и местной публике, которые такого, похоже, еще не видели.
Ничего так едет :) Только снующие тут и там участники движения не дают расслабиться. Постоянно кто то откуда то вылетает, подрезает, выскакивает. Абсолютно никто никого не пропускает, то и дело зацепляя друг друга. Проехав метров сто, я засадил свою телегу в другую рикшу. Долбануло так, что аж колесо переднее оторвало!:) Джауриш говорит, нет проблем, все починим и через минуту подогнал новую коляску.
А пока мол, чтоб не терять время, садитесь вчетвером на рикшу с Тимуром и Леной :) Нет, я конечно понимал, что это жесть, но сам же сказал :))
В общем, далеко мы так не уехали, и как только мы с Кристи разместились на заднем сиденьи, рикша взмыла в небо, и нас едва ей не накрыло. Встающую на козла велорикшу местные тоже не каждый день видят, потому они от души поржали :) Весело стало:) Джауриш, понимая, что нам уже нравится, продолжил стараться. Демонстрировал свое умение водить это велочудо, гонял как угорелый, цепляя других и все время пошучивая, что я клевый водитель и мол зацепил я ту рикшу и оторвал колесо только потому, что Кристина много весит :)

Он показал нам фотографии какой то своей русской знакомой, которая сейчас в Раджастане и вот-вот должна вернуться. Все время приговаривал, что мол она его гёрлфренд и что клевая :)
Он завел нас на рынок специй, где от одного только нахождения там щекочет в носу и в горле и хочется и чихать и кашлять одновременно. Десятки видов перца, корица, кардамон, гвоздика... Красный и желтый карри продаются мешками килограмм по 50.
Через темные лестницы, поросшие паутиной и плесенью, мы взобрались на крышу какого то старинного дворца. Джауриш говорит, что ему больше тысячи лет, но это конечно гипербола. Сегодня это часть рынка, где на разных его этажах мешают карри, что то кашеварят или даже держат муниципальный офис. Но вид оттуда поразительно хорош. Еще больше вида удивляет атмосфера: ночь, спокойствие и ни намека на туриста где то в округе...

Надо сказать, что Дели мне весьма приглянулся с точки зрения атмосферы. Даже не думал, что здесь так мало туристов. Ясное дело, что мы не гуляли тут по туристическим местам, но так или иначе, мы не встретили ни одного человека европейского вида.
Сам Дели, если искать аналогию, напоминает Куала-Лумпур, как трущобами центра, так и бетонными коробками окраин, с той лишь разницей, что в Дели мы не увидели сити с небоскребами, которые весьма интересны в KL. Один только Петронас чего стоит.

С едой тоже все обошлось. Никто не отравился, хотя Джауриш отвел нас в местный ресторан, где мы поели на 4 доллара с человека. Небольшая дезинфекция вовнутрь имела место. Да и еда достаточно острая, чтобы травануться. Хлеб там потрясающий! Пекут прямо в ресторане. Сама пекарня - маленькое представление. Мы долго глазели на виртуозов пекарей, одним ловким движением руки выуживающих свежеиспеченную лепешку из тандыра.

У ресторана нас выловили местные с предложением туктука. Один из них вдруг заговорил по-русски. Плохо конечно, но с каждой минутой все лучше. Всю дорогу до отеля мы говорили по-русски. Как оказалось, парень работал в Твери водителем несколько лет и в 2002м вернулся на родину. Сейчас заправляет туктукерами на рынке специй.

День получился насыщенный, несмотря на то, что туристические достопримечательности мы посмотрели только через решетку. Оно и к лучшему. Надо ходить другими дорогами, сегодняшний день это только подтверждает.