ЗАТЕРЯННЫЕ ПЛЕМЕНА АМАЗОНИИ: ЛЮДИ-ЯГУАРЫ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ПЕРУАНСКОЙ АМАЗОНИИ. День 1й и 2й

Oct 12, 2018 09:00




Дни 1й и 2й. Трое в Барахасе, или Салюдос, Мирафлорес!
31 мая и 1 июня. Москва - Мадрид - Лима

Наверное, у каждого путешественника есть голубая мечта - забраться в самые дебри южноамериканских джунглей, так манящие своей дикой природой с диковинными анакондами, ягуарами и броненосцами и, конечно же, затерянными индейскими племенами, о которых никому ничего не известно в этом двадцать первом веке. Об этом написана масса книг и снято множество фильмов, но путешественник меня поймёт, что оказаться в таком месте и прочувствовать всё это - не сравнится ни с какой, даже самой интригующей, кинолентой...


Самое удивительное, что племена эти и по сей день существуют. Ни массовая вырубка амазонской сельвы в ряде стран, ни оголтелая добыча углеводородов в других, ни возведение гигантских гидроэлектростанций не может лишить индейцев возможности укрыться на бесконечных просторах бассейнов рек Амазонки и Ориноко. Именно здесь, наряду с болотистыми джунглями Западного Папуа, ещё существуют отдельные общины, ведущие абсолютно изолированный от внешнего мира образ жизни. Так называемые неконтактные племена чаще всего осознанно избрали свой путь затворничества. Считается, что племён, попросту затерявшихся в непроходимой глуши, куда не ступала нога белого человека, уже не существует.

Бразилия представляет собой пример страны, где защита традиционного образа жизни неконтактных и малоконтактных племён является важной частью государственной политики. Здесь сильны не только позиции правительственной организации по защите индейских племён FUNAI, но и меры государственного принуждения. Даже если ты являешься известным учёным и преследуешь цели исключительно изучения и популяризации традиционной индейской культуры, путь в ряд племён тебе заказан, государство никогда не выдаст официальное разрешение на их посещение. Попасть туда контрабандой - авантюра очень рискованная, которая грозит значительным тюремным сроком. Без поддержки большого количества местных, таких как вожди соседних племён, мотористы, рыбаки, военные и прочие хелперы, в настоящую глушь не забраться. Для них для всех помощь белым авантюристам означает пособничество в преступлении, а посему такой риск требует огромных финансовых вложений со стороны путешественника и чаще всего заканчивается отказом местных продолжать путь.

Другие страны, как например Венесуэла, Колумбия или Перу, придерживаются более мягкой политики в отношение посещения удалённых территорий, населённых малоконтактными племенами. Разумеется, доступ туда предполагает получение официального разрешения властей, которое при проявлении достаточной степени настойчивости и наличии правильных контактов организовать зачастую можно. Стоит ли говорить, что это Латинская Америка, и получение разрешения здесь не исключает фактических рисков возникновения трений с военными или с самими племенами на местах, а значит, не означает возможность реального выполнения маршрута и цели экспедиции.

Последние десять лет, разъезжая по самым уникальным местам на планете, изучая различные культуры, от пигмеев леса Итури до бушменов Окаванго, от последних оленеводов Ямала до живущих на деревьях короваев в Папуа, я всегда понимал, что в Амазонию, ту Амазонию, о которой я мечтал, я поеду, когда смогу позволить себе три-четыре недели на это путешествие.
Всё в жизни меняется, я кардинально изменил свою профессиональную деятельность, а судьба свела меня с замечательным человеком, учёным-этнологом, бесспорно лучшим в России специалистом в области изучения южноамериканских индигенных племён, Андреем Матусовским.

Андрей совершил 14 научных экспедиций в различные племена пяти стран и продолжает свои полевые исследования. Мои экспедиции, нацеленные на популяризацию уникальных малых культур, пересеклись с целями Андрея.
Так в наших головах, одержимых страстью к этнографии, родилась идея об экспедиции к матсес, называемым "людьми-ягуарами" за их традицию ношения "усов", напоминающих кошачьи.
Матсес, расселенные большей частью на территории современной Бразилии, сохранились и на левом берегу Жавари, то есть на территории Перу.
Андрей говорит, что почти все перуанские матсес более не живут полностью традиционным укладом и покинули свои большие общинные дома - малоки. Однако есть те, что предпочли сохранение собственной культуры западной цивилизации и ушли выше по течению притоков Жавари. Именно туда мы и держим путь. Наша экспедиция продолжительностью три с половиной недели преследует цели глубокого изучения традиционного образа жизни, культуры и обычаев индейцев матсес.

Мы все летим разными рейсами. Лёша вылетел пораньше, но у него целый день пересадка в Мадриде. Таня вообще летит с Самуи в Куала-Лумпур, оттуда в Амстердам и далее в Лиму. И без ночёвки сразу в Икитос. У неё там дела с шаманом, заказала церемонию аяваски. Мы с Андреем летим вместе через Мадрид.
Кто бы мог подумать, что двухчасовая стыковка в Барахасе может стать проблемой. После получасовой рулёжки по ВПП и долгой выдачи багажа, оказалось, что Аэрофлот привёз нас в первый терминал, а вылет в Лиму у нас из четвёртого. Тётка на автобусе гнала как могла, и мы приехали на регистрацию на рейс ровно за час.
На регистрации мы были абсолютно одни, получили свои посадочные и инструкцию о том, как пройти на контроли и посадку. Перед нами на табло было указано, что до нашей стойки 23 минуты. Мы долго удивлялись, что же такое должно было быть по дороге, чтобы в пустом аэропорту мы добирались 23 минуты до стойки. Километры пешком, десятки тревалаторов и эскалаторов и подземная электричка. - Наконец, мы прибыли в очередное бесконечных размеров здание Барахаса на паспортный контроль. Забавно, но все перемещения по аэропорту мы совершали в полном одиночестве, пока, наконец, не догнали девушку, летящую в Эквадор. Так втроём и ходили по пустынным зданиям аэропорта. В какой то момент складывалось впечатление, а не одни ли мы вообще летим :)

На деле оказалось, что рейс LATAMa заполнен на три четверти. Сидящая со мной испанская бабушка пошла к своим подружкам и освободила мне второе кресло.

Ночью здорово дуло, и Андрей заработал себе насморк. Я спал как убитый почти 7 часов, заняв два кресла.

Аэропорт Хорхе Чавеса принял нас в 6 утра по местному времени, то есть в 14 часов по Москве. По-латиноамерикански долгая выдача багажа и заранее заказанное такси с табличкой "Mzungu", и в половине восьмого мы оказались в отеле Villa Molina в туристическом районе Мирафлорес. До времени регистрации оставалось ещё несколько часов, свободных номеров, чтобы заселить нас раньше как booking.com genius-путешественника не получилось. Поэтому любезная бабка, разговаривающая со мной через аудио-переводчик google на телефоне, предоставила нам бесплатный завтрак.
Завтрак, кстати, очень вкусный, с выпеченными ими самими булочками, папайевым Френки и очень сладкими арбузом и дыней.
По возврату с завтрака, наша бабушка на ресепшн продолжала крутить в руках большую доску с таблицей бронирований номеров в их отеле на текущую неделю. Андрей пошутил, что вот так тут выглядит электронная регистрация booking.com.

Утренняя прогулка по району Мирафлорес показала, что район это не представляет собой ничего, за что бы мог зацепиться взгляд путешественника. Стандартная бесформенная южноамериканская архитектура, минимум исторических мест и зелёных насаждений. Центральный парк имени Джона Кеннеди в Мирафлорес размерами лишь вдвое больше народного сквера у меня на Шелепихе. Цены в местных едальнях почти московские.
Приглянулись местные менялы, просто стоящие в центре города с пачкой купюр в руках. Сделали им профит. Курс в центре лучше чем в аэропорту.

Разведка боем определила, чем мы займёмся в ближайшие два дня в Лиме, прежде чем улетим в Икитос.
Хоть в сон и не клонило из-за джетлага, решили до приезда Лёши немного поспать. Лёша приехал в половине шестого. Надо бы как следует подкрепиться. Соответствующее место с большим присутствием местных мы нашли заранее. - Севичерия на проспекте Ангамос яркими картинками из меню предлагала нам типичное местное блюдо - севиче. Этим сейчас никого не удивишь, в Москве это блюдо готовят очень прилично в правильных местах. Севиче - порезанная крупными кубиками сырая рыба или морепродукты, немного промаринованные в уксусе. По сути, севиче - это способ нарезки, так же как карпаччо или тар-тар.
Каждому досталась огромная тарелка рыбного севиче с луком и кукурузными "орешками", которые мы с трудом осилили под местно белое пиво "Cuzquena".

Наш отель находится всего в четырёхстах метрах от Уака Пукайяна - древней пирамиды, ныне откопанной и представляющей собой музей под открытым небом.
Посещение этого музея рекомендуется в ночное время, когда огромные террасы пирамиды подсвечиваются при помощи искусственного освещения. Нашу ознакомительную этнографическую программу мы начали именно с Уака Пукайяны.

Пирамида эта была воздвигнута около 7 века до нашей эры цивилизацией Лима, населявшей прибрежную полоску на территории современного Перу. Лима построили пирамиду как место проведения важных мероприятий и жертвоприношений. В жертву часто приносили молодых девушек.
Интереса технология строительства. Для этого использовалась местная светлая глинистая почва, в которую для прочности добавлялись речная вода и морские ракушки. Из глины формировались кирпичики, которые подсушивались на солнце и выкладывались вертикально. Поэтому конструкция получила название "библиотеки". Не знаю, уникальна ли эта технология, но я ничего подобного больше нигде в мире не видел.
Строили на совесть, как нам объяснил экскурсовод. Во время последнего серьёзного землетрясения та часть пирамиды, что была восстановлена, развалилась полностью, а оригинальная осталась незыблема. Можно только представить, какое количество землетрясений пережило это сооружение за свои две с половиной тысячи лет.

Сытые и довольные мы отправились в самый центр Мирафлореса, в район парка Кеннеди, пропустили в местном баре по коктейлю кайперинья. Кайперинья - вообще то бразильская тема на основе бразильской же кашасы с добавлением сока лайма и тростникового сахара. Надо сказать, весьма напоминает кислый перуанский коктейль писко сауэр. И хотя писко - это дистиллят виноградного сока, кашаса делается из сахарного тростника, представляя собой по сути традиционный бразильский ром.

К концу длинных, двойных, суток жутко хочется спать. По Москве почти девять утра.

1.


2.


3.


4.


mzunguexpeditions, дикие племена, Амазония, Матсес, Мзунгу, Перу, экспедициисмзунгу

Previous post Next post
Up