первый и последний пост о том, что меня все-таки удивляет в Японии

Nov 29, 2009 22:07

Снова ходили на ипподром (предыдущий раз был, кажется, в мае).
Скачки прошли относительно неплохо - учитывая то, что мне пришлось просить кредит у метрошников, чтоб доехать до места, а уезжала я с 1000 йен в кармане (остальные 3000 пришлось отдать за прежние долги). Завтра, наконец, завершится 10-дневный период тотальной финансовой дыры. Но я вообще не об этом хотела рассказать. Сегодня я стала свидетелем феноменального события - пара-тройка тысяч японцев в один голос скандировали "ВОДКА! ВОДКА!" - нет, это была не забастовка клуба анонимных алкоголиков - так зрители, в том числе я, подбадривали своего фаворита, коня по имени "Водка" - и он пришел первым.

Еще все собираюсь рассказать что-нибудь удивительное о Японии, но, пожалуй, я чуток запоздала, т.к. все удивительное успело стать повседневным. Ну и смотря что подразумевать под удивительным - многие вещи вполне нормальны для развитых стран, да и сейчас нет железного занавеса - все путешествуют, сами уже все видели и знают. Например, мое любимое - двигающиеся стеллажи в библиотеке - одним нажатием кнопки ты можешь передвинуть целую стенищу с тысячами книг. Или мобильный телефон, которым ты можешь оплачивать проезд в метро или покупки в магазинах (я не использую, потому что неудобно прерывать разговор, чтоб дотронуться телефоном до панели). Или, как я их называю, "шумелки" в туалете - динамики, которые громко воспроизводят звук сливающейся воды, чтобы снаружи не было слышно, чем ты там занимаешься. Вообще, все максимально автоматизированно - хочешь купить ланч - возьми билетик из автомата; дверь в такси открывается-закрывается автоматически; билеты на мероприятия покупаются через автомат (кстати, у нас такое тоже вроде есть); любые бумажки из университета тебе тоже напечатает автомат; не говоря о том, что автоматы по продаже горячих-холодных напитков; чая-кофе с сахаром-молоком-без-сахара-молока, пиво, сигареты просто на каждом шагу. На каждом шагу также ксерокс, факс и автоматы по зарядке телефона - при этом шансы найти в кафе розетку для ноутбука равны нулю. Все счета, оплата авиабилетов, турпакетов, зарплата - происходят исключительно через банк - в общем, если задасться целью контакт, контакт с другими людьми можно свести к нулю - что некоторые с удовольствием и делают. В японском обществе есть явление под названием "хикикомори" - затворники, которые панически бояться контактировать с людьми и не выходят на улицу. Как питаются? - заказ еды и любой продукции по интернету.

Другая особенность японцев - страсть к упорядоченности, а скорее - к очередям. В банке, на почте, у врача - при входе ты берешь талончик, который указывает, под каким ты номером. В метро, у дверей в вагон расчерчены полосочки, вдоль которых нужно выстроиться в очередь. Такие же полосочки расчерчены на полу перед кассами в магазинах. В спортзале перед началом занятия - все выстраиваются в очередь. Чтоб попасть на самые популярные занятия, нужно взять талончик с номером у администратора. В массажном бассейне, где разные струи массируют разные части тела, тоже нужно перемещаться в определенном порядке и по звуковому сигналу. Все это является вынужденной необходимостью - несмотря на огромное население Китая, Япония по-прежнему занимает первое место по плотности населения - 335 человек на кв.км.

При такой плотности населения японцы удивительно хорошо научились соблюдать личные границы каждого. Ты можешь делать абсолютно все, что захочешь - разговаривать сам с собой, делать зарядку посреди самой оживленной улицы, краситься в метро, спать и храпеть, разложившись во весь рост в библиотке, читать порно-комикс в переполненном метро, одеваться абсолютно как тебе вздумается - бабуля в косухе и рваных колготках, жирдяйка в топике и миниюбке, не говоря об "отаку" - людях, которые одеваются в персонажей из аниме - голубые парики, ботфорты, меч, да хоть костюм динозавтра - nobody cares. Что уж говорить о девочках-куклах - розовые волосы, чепчики, розовые платья в рюшках и с кринолином, огромный плюшевый медведь, привязанный к сумке...

Что вызывает мое особое негодование, это чрезмерная вежливость обслуживающего персонала. Вежливость исключительно напускная. Слишком много абсолютно ненужных и лишних слов. "заходите добро пожаловать можно положить стиральный порошок и йогурт в один пакет? вам положить палочки? вы используете поинт-кард? счет 345 йен я принимаю 5000 йен я даю вам сдачу сначала крупные купюры 1, 2, 3, 4 тысячи теперь 665 йен ой вам еще нужна пластиковая ложка простите пожалуйста я сделал ужасную грубость! спасибо большое! следующий господин-покупатель пожалуйста проходите ".
Самая большая моя проблема в Японии - что купленные вещи возврату не подлежат. Однажды я с боем поменяла себе юбку на другой размер. Теперь я неожиданно купила сумку совершенно ни к чему не подходящего цвета и попыталась ее обменять, на что мне ответили отказом и на мое "Почему? Вы нарушаете права потребителя! Вы можете мне объяснить, почему я не могу ее поменять" - я услышала исключительно "о боже простите простите пожалуйста но мы ничего не можем поделать простите простите простите " - что, наверное, для японской покупательницы отлично бы уложилось во всю мировоззренческую концепцию японцев
"しようがない" -"ничего не поделаешь", которая берет начало у самых истоков зарождения нации. Построил огромный красивый дом, а тут землетрясение и все разрушилось - しようがない -ну и действительно, что же тут сделаешь. Купила дорогущую розовую сумку -а поменять на бежевую или черную нельзя, ну и что же теперь? А все, しようがない - терпи теперь, дорогая, shit happens.



(c) picture by www.vladimirzakharov.net - who I miss very much now

Previous post Next post
Up