Лев Толстой. "Пророк без чести". Дискуссия

Dec 20, 2016 18:37

Вчера меня позвали в Библиотеку иностранной литературы на дискуссию "Лев Толстой. «Пророк без чести»". На самом деле, это был по преимуществу диалог двух писателей, исследователей творчества Толстого, организованный на платформе библиотеки интернет-порталом "Православие и мир" :


Георгий Ореханов - протоиерей храма Святителя Николая в Кузнецах, автор вышедшей в этом году в издательстве "Эксмо" книги "Лев Толстой. «Пророк без чести». Хроника катастрофы".


Павел Басинский - литературовед, литературный критик, писатель. В 2010 году его книга "Лев Толстой: бегство из рая" была отмечена национальной литературной премией "Большая книга". В 2014 году он был удостоен премии правительства Российской Федерации в области культуры за книгу "Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды".

Подзаголовком книги: "Пророк без чести", - о. Георгий отсылает нас к словам из Евангелия от Апостола Марка: "Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем". Став проводником секуляризованного христианства "нового типа", популярного в Западной Европе в XIX веке (Эрнест Ренан и проч. антиклерикалы), Лев Толстой спровоцировал своё отлучение от Православной Церкви и явил своим трагическим противостоянием с Церковью пролог грядущей "русской катастрофы" - революции 1917 года. (Павел Басинский несколько раз в течение вечера повторил фразу: "А в итоге победили большевики...")

О. Георгий: "Лев Николаевич намертво застрял в эпохе Просвещения. Все учение Церкви воспринималось им как "набор сказок". Это - беда многих его "образованных" современников, можно даже сказать, - проблема всего того поколения. С начала 1880-х годов он стал активно выступать с масонскими трактатами-проповедями и произведениями на религиозную тематику, агрессивно критикующими Церковь, очень пристрастными и мало убедительными. Вообще, когда человек злится, проявляет агрессию и какую-то мстительность, продукт его интеллектуальной и творческой деятельности не может претендовать на достоверность. Ну а после издания романа "Воскресение" Церковь уже просто не могла обойти молчанием кощунственные нападки на Божественную Литургию, которые в нем содержались. В итоге - Толстой принял бесчестие и в своем отечестве, и особенно в собственном доме. Жена и дети его враждебность к Церкви не разделяли..."


А я от себя добавлю: как мог Лев Толстой одновременно обращаться к миру с призывом непротивления злу насилием и цинично отозваться на убийство эсерами в 1904 году министра внутренних дел Плеве: "Это - целесообразно"...

Здесь фоторассказ о моей поездке летом уходящего года в Ясную Поляну: http://i-a-simonova.livejournal.com/71662.html

Л.Н. Толстой, Павел Басинский, Библиотека иностранной литературы, презентация книги, протоиерей Георгий Ореханов

Previous post Next post
Up