Итак,
shakty и
mirish закончили свой ноябрьский курс по
раскрытию голоса, я его прошел, так что, как и обещал - впечатления.
Курс достаточно недлинный, три недели в течение одного месяца, по одному занятию в среднем 2.5 - 3 часа в неделю (на что я и польстился - хотел успеть до отъезда в Питер). Происходит это все в квартире на Ленинском проспекте, где много сидельных мягких подушек, тискательных мягких игрушек и совершенно божественных печенюшек. И две прекрасные девушки, из которых Шакти - дипломированный инструктор по йоге, а Миришь - преподаватель по вокалу (помимо того, вокалистка группы "Тол-Мириам", кто не знает). Логично, что и само по себе раскрытие голоса совмещает с собой упражнения йоги и собственно вокальные практики.
Особенно полезен этот тренинг для тех, у кого много зажимов, как физических, в теле, так и психологических, тем, кто в принципе не поет не потому, что не умеет, а потому, что боится, что услышат, засмеют, не понравится и т.д. (у нас таких было две трети группы). Не обязательно, кстати, даже петь - раскрытый голос поможет и в повседневной жизни, особенно тем, кто по жизни должен много общаться с людьми. Что же до зажимов - очень мало тех людей, у кого их нет. Я вот просто удивился, насколько у меня хрустящая шея (хоть вот именно это-то мне петь и не мешало).
Наши прекрасные наставницы, помимо профессионализма каждая в своей сфере, проявили себя хорошими психологами: любой зажим имеет причину, и они деликатно, но настойчиво подводят тебя к пониманию этой причины и тому, как с ней бороться. У меня зажимов психологических оказалось до приятного мало, а некоторые из применяемых практик оказались частично знакомыми - что-то из карате, что-то из театра. Человеческое тело - вещь целостная.
Что до результатов - результаты работы над собой моих новых знакомых я увидел своими глазами: люди, которые до этого не повышали голос свыше того, чтобы их было слышно за пять метров, на третьем занятии уже звучали, причем певческие голоса у них оказались достаточно приятные. Что до меня - у меня диагностировали небольшой гиперлордоз, что неудивительно с моим сидячим образом жизни, и тенор с небольшим замахом на баритон, что меня поразило до глубины селезенки, поскольку для меня в последние годы самый комфортный регистр, если брать, например, "Финрод-Зонг" - это партии Саурона, Тингола и феанорычей. А тут вот внезапно - тенор, по крайней мере, если очистить мой голос от характерного ельцинского подгроулинга, который у меня радостно вылезает каждый раз, когда я беру что-то ниже определенной частоты. Кстати, в попытках найти эту частоту включил синтезатор - очнулся через час, наигрывая "К Элизе" и "Зеленые рукава", но ноту так и не нашел, потому что хорошего музыкального слуха нет.
Зато достигнута одна из целей, ради которых я туда шел - правильно поставив тело, я спел "Крылатые качели" и "Прекрасное далеко" - если кто помнит наши репетиции хогвартского хора, возможно, помнят и то, как в моем диапазоне зияла дырень как раз на третьей строке припева, что там, что там, и я на припеве либо с дикими глазами взвивался в какое-то истерическое сопрано, либо грохался вниз на октаву-две, куда-то в ельцинские частоты, так что соседи удивленно косились. А тут, стоя заполночь на пустынной платформе Дмитровская, взял себя ушами за лопатки, а руками за осанку, и спел - дрожащим голосом, но уже не проваливаясь и не взлетая, как воздушный шарик. А вчера получилось сделать то же даже без этой физкультуры. В общем, не было у бабушки проблем, так купила порося - сейчас я уже сильно думаю идти к педагогу по вокалу (если бы не переезд, пошел бы к Миришь). Надо ж разобраться, что у меня там за тенор и что делать с моими низкими частотами, где мне комфортно и нравится!