В рамках абсолютной прокрастинации и непрекращающейся подготовки к "Открытому Космосу" решил я тут слегка отвлечься на что-нибудь еще. Захотелось определить какую-нибудь неочевидную хронологию, типа той, что нашел Истредд в отношении мира Сапковского (
http://www.sapkowski.su/modules.php?name=Articles&pa=showarticle&artid=112). У меня времени было не так много, поэтому выбор мой пал на менее масштабный проект - мюзикл "Норд-Ост" по роману Каверина "Два капитана". Конечно, в либретто все даты расставлены, но мы попытаемся исходить не из дат либретто, а из исторической достоверности мюзикла. И посмотрим, что получится.
Сразу предупреждаю, под катом чудовищный набор спойлеров, так что те, кто мюзикл не слышали, но собираются послушать хотя бы в записи (а других вариантов, увы, уже нет, лучше подумайте, лезть ли под кат. Ну, а те, кто уже слышали, либо спойлеров не боится, либо вообще не собираются ничего слушать, а только глянуть мои изыскания - добро пожаловать!
Итак, давайте раскидаем основные события мюзикла по кускам, которые происходили примерно в одно время.
1. Капитан Татаринов отправляется в свою последнюю экспедицию.
2. Капитан Татаринов пишет письмо.
3. Письмо попадает в руки Сани Григорьева. Семья Татариновых переезжает в Москву. Арест Саниного отца. Саня знакомится с Кораблевым.
4. Саня встречает Кораблева в Москве и поступает в школу-коммуну.
5. Кораблев приходит свататься к Марье Васильевне. Саня разбивает лактометр и знакомится с Катей. Николай Антонович устраивает ссору.
6. Выпускники встречаются у Татариновых. Саня приносит письмо Марье Васильевне, самоубийство последней.
7. Саня заручается поддержкой Чкалова.
8. Встреча Кати и Сани, интриги Ромашова, расставание
9. Встреча Ромашова и Кати в блокадном Ленинграде
10. Встреча Ромашова и Сани в Москве
11. Авария самолета, встреча с ненцами. Обнаружение судового журнала. Встреча Сани с Катей.
Ну, поехали определять. Для начала нужна какая-нибудь четкая реперная точка. И она у нас есть почти посередине. Итак, пункт 7 и 8. Саня и Катя гуляют всю ночь в полумраке, причем Катя одета довольно легко. Судя по продолжительности ночи - дело происходит где-то в начале лета. Катя еще не переехала в Ленинград, поэтому о белых ночах речи нет. Чкалов на военном аэродроме тоже одет если не по-летнему, то по-весеннему. Ну, а теперь соотносим факты:
- Сегодня сам товарищ Чкалов
Следил за тем, как ты козлил!
- Неужто сам? - Клянусь! Такой двойной переворот
Наверняка увидел он впервые!
- Ведь он герой, он сам над полюсом летал, и он поймет... (Крыло мое).
О чем это говорит? Чкалов уже "сам", т.е. ну уже точно комбриг. У нас есть только один вариант того, когда эти события могли произойти - 1938 год. В начале лета 1937 Чкалов еще не был комбригом и еще не совершил перелет через полюс (это произошло только в середине июня, и маловероятно, что сразу после этого Чкалов ломанулся на дальний аэродром исполнять мечту простого летчика), а к лету 1939 он уже успел разбиться. Итак, есть печка, от которой нам плясать - в конце весны 1938 Чкалов обещает помочь Сане, и летом 1938 Саня с Катей встречаются.
Что же происходило прямо перед этим? Инцидент с письмом и самоубийство. От прошлой реперной точки эту мы можем найти с еще большей точностью - у нас неоднократно указывается промежуток между смертью Марьи Васильевны и встречей Кати и Сани, а именно девять лет.
- О том лжеце, что клеветою эти стены осквернил
И девять лет вам не писал и не звонил! (Сватовство Ромашова)
- Кстати, Катя и он... - Тшшшш! - Ну, да ты уж, наверное слышал? - Что?..
- Ты давно ей звонил? - Я вообще не звонил ей с тех пор.
- Девять лет? - Девять лет. - У тебя просто съехала крыша,
Разве можно так девушку долго томить? (Коммунальная квартира)
Итак, Саня принес Марье Васильевне письмо ее мужа девять лет назад. Точнее, девять с половиной, потому что это случилось под Новый год ("К празднику Нового Года - холода" (Новый Год)). Пункт 6, таким образом, относится на смену лет 1928-1929.
Дальше сложнее.
- Чтоб прорваться в кольцо заполярных широт,
Он вморозил корабль в дрейфующий лёд.
И с тех пор, почитай, уж тринадцатый год
Как исчез безо всяких следов!
- заявляет Катя в "Озарении". Т.е. 12 лет с небольшим. Но тут проблема - как отделить момент "исчез безо всяких следов" от момента "где-то в Арктике, где - мы не знаем, но надеемся, что все хорошо"? Вопрос. Ладно, пока поставим отметочку на середину 1916 года (исчез безо всяких следов) и поищем в другие стороны.
- Ах, Григорьев, Григорьев,
Не выпускник, а горе! - заявляет Николай Антонович все в том же пункте 6. Григорьев-то, конечно, выпускник, но еще не определился в своем жизненном пути (он поклялся стать летчиком и найти пропавшую экспедицию только после смерти Марии Васильевны). Видать, выпустился вот буквально только что. То есть ему лет 18-19. Ладно, допустим. Куда бы это приткнуть? Ну, например, к тому, что на момент поступления Сани в школу-коммуну он либо ровесник Вальки и Ромашки, либо (судя по росту актеров) где-то на год-два младше. А ребятам к тому моменту уже минимум лет 14 есть, раз они сожалеют: "Жалко, девчонки все живут в другом крыле" (Школа).
Но при этом хорошие временные отсечки дает Мария Васильевна в "Танго Любви":
- Вы скажете, безумство - девять лет,
И шесть из них вестей о муже нет.
Значит, пункт 6 отделен от пункта 5 примерно 6.5 годами. Но п.5 с гарантией происходит в марте. Пока еще лежит снег ("А в снегу? - Чего в снегу? - Ну, сколько в нем жира намерить можно?", "Лактометр), и цветы все еще стоят дорого ("Боже, какой букет роскошный, в марте один цветок - мильона полтора", "Ссора"). В какую же сторону округляла Мария Васильевна?
Давайте смотреть с другой стороны.
Утро пропахло ветром, а ветер пахнет лесной морошкою,
Город пропах рогожей, сырою кожей и табаком.
Полдень пропах картошкою, полдень пропах окрошкою,
Хлебом, зеленым луком, копченым салом и молоком.
(Григорьев-старший)- Шабаш!
-Все, что недозагружено, будем грузить до ужина,
Чтобы забить все трюмы и утром баржу отправить в море. (Пристань)
Итак, в Архангельске, довольно северном городе, идет оживленное морское сообщение, а почтальон ездит на велосипеде. Очевидно, дело происходит летом. Но при этом рабочие пристани называют судебного пристава "ваше благородие", а в сцене "Мгла" звучит выстрел "Авроры" - по всему выходит, что п. 3 имеет место еще до революции. Где-то 1915-1916 год. Впрочем, логично предположить, что Мария Васильевна и Катя полагают точкой отсчета "исчез безо всяких следов" момент, когда жена отчаялась ждать мужа и поддалась на уговоры его брата. А это, как мы выяснили раньше, 1916 год. Ну, пока все сходится. Таким образом, п.5 должен придтись на март 1922 года. Тогда между отъездом Татариновых из Архангельска и обнаружением письма прошло действительно 12 с половиной лет, что дает Кате все основания заявлять насчет "уж тринадцатый год, как исчез". Правда, к марту 1922 нет в полном смысле 6 лет с момента отъезда, но Марии Васильевне простительно округление мотаемого "срока" вверх, ей и так несладко:
- В Архангельск нет возврата,
И я, как приживалка,
У мужниного брата
Шесть лет под замком! (Ссора)
Довольно логично определяется п.4 - судя по одежде актеров, на дворе либо осень, либо весна. Учитывая, с какой легкостью бродячий сорванец Саня находит в сквере миллионную ассигнацию, приходим к выводу, что в стране расцвет НЭПа и гиперинфляция. Вполне согласуется и с осенью, и с весной 1921 года. Проверяем по возрасту главного героя. В конце 1928 года ему 18-19, весной-осенью 1921 получается 11-12. А в Архангельске ему 6 лет. Не, как-то сильно мало. Смещаем наше предположение о возрасте выпускника Григорьева - пусть уж ему 20 полных лет будет, откуда мы знаем, сколько он в той коммуне учился? Тогда в 13 лет он попадает в коммуну, а в 8 убегает из дома. Ну, по крайней мере, похоже на визуальный возраст актеров. Таким образом, родился Саня где-то в 1908.
Всю середину мюзикла мы обнаружили. Неизвестно, правда, когда именно капитан отправился в плаванье и когда он написал свое письмо. Впрочем, если принимать во внимание временной отрезок, который называет Мария Васильевна в "Танго Любви", отправился он не ранее чем за 3 года до отъезда Татариновых из Архангельска. А сколько письмо добиралось до Сани от капитана?
Тот человек пришел сюда
Со стороны большого льда
Пешком по ледяному полю.
(С.Г.)- Да, это он!
- Он много дней провел в пути,
Мы не смогли его спасти -
Он был однако сильно болен.
(С.Г.)- Конечно, он!
- В бреду, совсем уже без сил
Письмо он довезти просил
Туда, до русских поселений.
Я свёз письмо в Югорский Шар.
- В тот год хороший был базар -
Мы продавали там оленей. (Последняя глава)
Не думаю, что базары там случаются каждую неделю. Судя по словам шамана - скорее, раз в год. А теперь считаем: капитан пишет письмо, некоторое время не находит возможности его отослать, потом много дней идет пешком по льду, добирается до ненцев, далее временной промежуток до года включительно, потом доставка письма из Югорского Шара до Архангельска. Ну, год на все про все можно накинуть. Получаем - лето 1915 (вряд ли капитан Татаринов был настолько глуп, чтобы отправляться в одиночное турне по Арктике зимой).
Осталась последняя часть хронологии, а именно - военная. Здесь с реперными точками все сложнее. Но мы попробуем. Самые точные хронографы у нас, как ни удивительно - ненцы.
Ветер такой холодный, что нос подставишь - не поздоровится!
Нерпа ушла под воду - однако, близко большой медведь.
Небо темней становится,
Рыбка не шибко ловится,
Скачет песец по скалам,
А это значит - запахло салом,
А, значит, хватит пасти оленя,
А, значит, хватит стрелять тюленя,
А, значит, хватит искать коренья,
Пора покушать, сплясать и спеть.
- Однако, что это там плывёт?
- Однако, я ничего не вижу!
- Большая лодка с большой трубой
И чёрным крестиком на боку.
- А вон, глядите-ка, самолёт
На крыльях звезды, на брюхе лыжи,
Они воюют промеж собой.
Ох, распугают нам всю треску! (Ненцы).
Ладно с ними, с самолетом и пароходом, на которых, по идее, прожектора должны стоять. Но у ненцев-то прожектора вряд ли были, и, несмотря на это, они разглядели и черный крестик на боку, и звезды на крыльях. Видимо, на дворе опять же лето (точнее, раз небо темней становится - начало осени), потому что как бы они разглядели это в условиях полярной ночи? И вот тут мы и получаем замечательную отсечку - это осень, самое позднее, 1942 года, потому что уже к лету 1943 все надводные корабли фашистской Германии уже увели в Средиземное море, чтобы они там помогали удерживать Тунис. Не считая дикого количества подводных лодок, которые без устали торпедировали все, что двигалось, остался только один здоровенный авианосец, но его потопили значительно позже (где-то в декабре 1943), в процессе большого сражения, а уж никак не одинокий Ту-2 на лыжах и с экипажем из трех человек.
Тем временем
- Я его повстречал в сентябре,
Он лежал в санитарном вагоне
Тяжко раненный в ноги и в грудь,
Он ни с кем не вступал в разговор, - рассказывает Ромашов Кате в "Блокаде". Собственно, в этом вопросе ему особо врать ни к чему - в "Арии Ромашова" он подтверждает, что так оно и было, в общем-то. У нас есть только один возможный сентябрь - это сентябрь 1941 года. А судя по тому, как жадно Ромашов бросается к буржуйке, до Кати он добрался лютой зимой 1941-1942 годов.
Встреча Сани с Ромашовым произошла сильно позже. Саня все еще ходит с палкой, но уже самостоятельно, так что это, видимо, где-то конец зимы - начало весны 1942 - еще достаточно далеко до его эквилибристики на самолете осенью 1942, но уже изрядно времени с момента ранения, чтобы оправиться. Есть, правда, одна нестыковка -
Весь Ленинград без еды и тепла
Жил так долго, что мало кто там уцелел. (Крах)
По идее, если блокада все еще продолжается, Ромашов должен сказать "живет так долго". Но, видимо, он имеет в виду именно прошедшую зиму.
Вот такая получилась хронология. Где-то она не совпадает с официальным либретто, но тут все мое ИМХО, то есть имею мнение - хрен оспоришь.
1. 1913. Капитан Татаринов отправляется в свою последнюю экспедицию.
2. Лето 1915 Капитан Татаринов пишет письмо.
3. Лето 1916. Письмо попадает в руки Сани Григорьева. Семья Татариновых переезжает в Москву. Арест Саниного отца. Саня знакомится с Кораблевым.
4. Весна или осень 1921. Саня встречает Кораблева в Москве и поступает в школу-коммуну.
5. Март 1922. Кораблев приходит свататься к Марье Васильевне. Саня разбивает лактометр и знакомится с Катей. Николай Антонович устраивает ссору.
6. Новый Год 1928-1929. Выпускники встречаются у Татариновых. Саня приносит письмо Марье Васильевне, самоубийство последней.
7. Конец весны 1938. Саня заручается поддержкой Чкалова.
8. Июнь 1938. Встреча Кати и Сани, интриги Ромашова, расставание
9. Зима 1941-1942. Встреча Ромашова и Кати в блокадном Ленинграде
10. Февраль-март 1942. Встреча Ромашова и Сани в Москве
11. Лето 1942. Авария самолета, встреча с ненцами. Обнаружение судового журнала. Встреча Сани с Катей.