Повесть о чудом спасшемся царе Иоанне Васильевиче

Feb 29, 2016 20:16

  [... или две страницы бреда, стилизованного под научпоп]Взаимоотношения России и Англии в Новое и Новейшее время - тема исключительно конъюнктурная и неизбывно связанная с самыми разными криптоконспирологическими сюжетами. Вопросы о степени вины "гадящей англичанки" в убийстве Павла Петровича, в кавказских войнах Российской империи (да и не только), в отречении Николая ΙΙ, в реставрации германской военно-политической мощи после Версаля рассматривались уже неоднократно. Но не стоит забывать - русско-английские контакты гораздо древнее послепетровского периода истории России. Не будем затрагивать совсем уж седую старину вроде брака Владимира Мономаха на дочери Гарольда Годвинссона Английского, ибо вопрос о правопреемстве России древнерусскому государству вовсе не так очевиден за границей России, особенно юго-западной. Остановимся лучше на истории более близкой и однозначно российской - временам "святорусского царства", первой русской империи дома Калиты.

Как известно, в 1569-1570 гг. господарь царь и великий князь Иоанн Василиевич всеа Русии вёл дипломатическую переписку с любительной сестрой своей Елизаветою Тюдор. Королеве Англии, Ирландии и Франции в первую очередь интересны были права её "мужиков торговых" в русских землях, Ivan the Terrible - как обычно у нас на Руси бывает, политика и "личное", как это формулировал сам Грозный, "великие дела тайные", кои послы обычно пересказывали в частном порядке, без бумажного носителя.

Содержание "личного" полностью передал Эжен д'Альби, и оттого об этом не будет речи в сей саге. Что касается политики, то любопытны переговоры по поводу взаимного предоставления политического убежища одному монарху другим в случае политических осложнений. Елизавете угрожали испанцы и родные католики, Грозному - основательно раздраконенная им старомосковская и удельная аристократия, поэтому, как казалось из Москвы, дело уже на мази. Однако, как опять-таки известно, Рыжую Бесс не прельстила перспектива прятаться в далёкой Московии, где медведи и снег в августе, и она на царскую пропозицию дала уклончивый ответ: принять государя Московского на своей земле она согласна, а вот содержать его двор - уже хрен-с. За подобную меркантильность и нечуткость Грозный на королеву обиделся и торговые отношения с Англией разорвал.

Менее известно, что позднее русско-английские отношения нормализовались, и в 1580-е гг. переписка монархов возобновилась, интересная для англичан в первую очередь снова-таки по поводу коммерции. Для Грозного целью номер раз была помощь оружием и боеприпасами, особо ценная на последнем этапе Ливонской войны. Помимо организации этого протолендлиза, продолжены были и матримониальные переговоры, только теперь уже относительно не самой Бет, а её племяшки Мэри Гастингс, дочери графа Хантингдон. Восьмому браку Грозного, тем не менее, не суждено было состояться: 18(28) марта 1584 пятидесятичетырёхлетний царь после недельной болезни неожиданно умер.

Возвращался ли он к своей идее бросить всё и уехать на далёкий Альбион, до недавних пор оставалось загадкой. Однако недавние исследования в британской Школе чародейства и волшебства Хогвартс, Шотландия, приоткрывают завесу над истинным финалом жизни первого царя всеа Русии. В самом деле, если портреты царя в коридорах замка


... можно объяснять по-разному, то присутствие его портрета в кабинете директора, где висят исключительно портреты экс-директоров школы, достаточно однозначно.


Любопытно также, что герой портрета явно слеп. Виной ли тому возраст, трагическое происшествие или злой умысел, ныне остаётся только догадываться.
  Объяснений того, каким образом приют беглому монарху предоставила не собственно Англия, а Шотландия, независимое на тот момент от Англии королевство, может быть несколько. Во-первых, официальное провозглашение сына Марии Стюарт, короля скоттов Якова VI Стюарта, наследником тётушки Бесс состоялось в 1586, однако переговоры по этому поводу шли с 1583 г., и маловажный вопрос о месте пребывания высокого гостя мог быть решён в прелиминарном порядке. Во-вторых, моменты бегства царя на Британские острова и его переезда в Альбу могут быть хронологически разнесены на годы.
  Относительно идентификации тела, погребённого в Архангельском соборе и приписываемого Грозному, стоит отметить, что при всём обилии возможностей, предоставляемой магией опытному биоманту или мастеру иллюзий, придание трупу собственных антропологических черт не должно составлять никаких принципиальных трудностей. Исключительный одор, исходивший от мертвеца и объясняемый разложением крови, также мог быть создан искусственно с целью исключить излишне тщательное изучение тела царскими ближниками перед погребением. Что касается информации о самом заговоре, то указание на него содержится в записках Джерома Горсея:

" Царь, в гневе не зная на что решиться, приказал доставить немедленно с Севера множество кудесников и колдуний, привезти их из того места, где их больше всего, между Холмогорами (Collonogorod) и Лапландией (Lappia) . Шестьдесят из них были доставлены в Москву, размещены под стражей. Ежедневно им приносили пищу и ежедневно их посещал царский любимец Богдан Бельский (Bodan Belskoie) - единственный, кому царь доверял узнавать и доносить ему их ворожбу или предсказания о том, что он хотел знать. Этот его любимец, утомившись от дьявольских поступков тирана, от его злодейств и от злорадных замыслов этого Гелиогабалуса, негодовал на царя, который был занят теперь лишь оборотами солнца. Чародейки оповестили его, что самые сильные созвездия и могущественные планеты небес против царя, они предрекают его кончину в определенный день; но Бельский не осмелился сказать царю так; царь, узнав, впал в ярость и сказал, что очень похоже, что в этот день все они будут сожжены. У царя начали страшно распухать половые органы - признак того, что он грешил беспрерывно в течение пятидесяти лет<...> В полдень он пересмотрел свое завещание, не думая, впрочем, о смерти, так как его много раз околдовывали, но каждый раз чары спадали, однако на этот раз дьявол не помог. Он приказал главному из своих аптекарей и врачей приготовить все необходимое для его развлечения и бани. Желая узнать о предзнаменовании созвездий, он вновь послал к колдуньям своего любимца, тот пришел к ним и сказал, что царь велит их зарыть или сжечь живьем за их ложные предсказания. День наступил, а он в полном здравии как никогда. «Господин, не гневайся. Ты знаешь, день окончится только когда сядет солнце». Бельский поспешил к царю, который готовился к бане. Около третьего часа дня царь пошел в нее, развлекаясь любимыми песнями, как он привык это делать, вышел около семи, хорошо освеженный. Его перенесли в другую комнату, посадили на постель, он позвал Родиона Биркина (Rodovone Boerken), дворянина, своего любимца, и приказал принести шахматы. Он разместил около себя своих слуг, своего главного любимца и Бориса Федоровича Годунова (Boris Fedorowich Goddonove), а также других. Царь был одет в распахнутый халат, полотняную рубаху и чулки; он вдруг ослабел (faints) и повалился навзничь. Произошло большое замешательство и крик, одни посылали за водкой, другие - в аптеку за ноготковой и розовой водой, а также за его духовником и лекарями.Тем временем он был удушен (he was strangled) и окоченел".

Почему царю, несмотря на явное наличие у него сверхобычных сил, не удалось на сей раз расправиться с заговорщиками, и он предпочёл противостоянию бегство, по-прежнему остаётся тёмным местом всей этой истории. Очевидно, ответ кроется в политических интригах внутри тогдашнего русского ковена одарённых. К сожалению, исследования Дж. Роулинг в силу её концентрации на новейшей истории магической Британии крайне бедны восточноевропейским материалом, а известия предшествующих авторов нуждаются в дополнительной систематизации и критическом анализе.

Впрочем, это не повод отчаиваться. Дорога в десять тысяч ли начинается с первого шага!


P.S. Невовремя это всё, до 1 апреля ещё месяц. Ну и ладно. 29 февраля тоже не каждый понедельник бывает. 

несерьёзное

Previous post Next post
Up