*в сторону* Из-за поганого нового редактора приходится переписывать текст вторично. Blame on you, LJ.
- Ибо, как я полагаю, - заключил Арнольд, - существуют в мире сем два пути.
Один - от малого, раздробленного к целостному, могучему и великому;
другой же путь - раздробление великого целого на все более малые части.
Но который из этих путей есть путь божий - неведомо.
- Вероятно, оба, - со вздохом сказал Рахевин. - Ибо без его воли не свершается
ничто на земле.
Ярослав Ивашкевич. «Красные щиты»
Как известно, феномен фолк-хистори* в наших пенатах процвёл и привлёк там самым внимание историографов ещё в девяностые годы. Автор термина Дмитрий Володихин в своей
фундаментальной для того периода статье выделил в сем мутном потоке бреда четыре основных жанра. Цитировать дословно не стану, ибо там длинно, и желающий всегда может прочесть по ссылке. Коротко формулируя, они таковы:
____________________________________
* самоназвание "альтернативная история", но это враньё. Альтернативная история есть то, что делал Тит Ливий: что было бы, если бы Александр Македонский пошёл бы войной на Рим, а не на Персеполь. Она позволяет нам понять ситуацию, смотря глазами её акторов. Говорят, что "у истории нет сослагательного наклонения", но это не совсем так. Его нет у прошлого, ибо оно было одно-разъединственное. А история ещё изучает и исторический процесс, т. е. причины происходивших событий: "Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом".
1. "Поверим арифметикой гармошку". Попытки в междисциплинарный синтез, верификация исторического нарратива криво понятыми естественными науками либо просто "чистой логикой" (разумеется, не работающей, если логику неизвестна существенная часть посылок - а так оно обычно и бывает, ибо собственно всемирной и отечественной истории логик учился у Марьванны в общеобразовательной школе да у фолк-историков в их книжках, и на этом всё).
2. "Наши Великие всё про...вшие Предки". Национализм и ресентимент во все поля.
3. "Скандалы, интриги, расследования!!!". Просто игра с жареными секретиками из "Спид-инфо" типа "Стопицот великих тайн последнего жеребца Екатерины Великой".
4. "На самом дьеле каммьюнизм это убъиват!". Игра с историческим нарративом для аргументации какой-то актуальной общественной позиции современности. Естественно, для подтверждения тезисов автора факты прошлого выдираются из контекста с мясом, а потом из них составляется кадавр полностью неудовлетворённый.
Как указал сам Дмитрий Михайлович, фолк-фантазёры часто сочетают эти жанры в своих книжках. Чтобы не быть голословным, посмотрим на конкретных примерах. Итак, д. ф.-м. н.
Хома-хроноложец, начавши в первом жанре,
за что ему выразили особую признательность другие математики и естественники, немедленно ударился и во второй, потому что математика - это скучно, а вот антирусские езуиты против межгалактической Руси-Орды - наоборот, дорого сердцу поцреота:
Долбославы типа Ахиневича, обильно размножившиеся в девяностых-нулевых, сами по себе представляли собою четвёртый жанр. Но как убедить современного человека, атеиста либо агностика, что поклонение деревянной елде, являющей ему какого-то там Перуна, актуально и полезно в наши дни? Если рассказать ему правду, что
древние языческие словене жили в полуземлянках в голоде и холоде,
продавались грабившими их русами в рабство на Восток и
практиковали человеческие жертвы, в том числе детские, а эффективно колдовать за счёт всех этих страданий всё равно нельзя, да и вообще славянское язычество толком не реконструируется... то навряд ли кого-то удастся завлечь в секту. Поэтому отцов русской демократии мог спасти лишь второй жанр, про то,
как вайтманы огненные летали на Альдекозёл, возя разных языческих Настенек (!) делать ноготки. И вообще-де Славяно-Арии жили по Ведам прямо как эльфы:
Сан Саныч Бушков в своей "России, которой не было", начинал в соавторстве с Буровским как фоменкоид, но постепенно отстранился от этого движения, покаялся и нырнул с головой в третий жанр, по которому выпустил ряд книжек (каюсь, в нулевые я сам их покупал), изредка трогая четвёртый (ибо у него есть свои политические взгляды, и он их проявляет).
Ну, а какой-нибудь Резун-Несуворов в своих сагах о
Иосифе Великом Шахматисте, начавши с четвёртого жанра, для оживляжа не гнушался третьим, но сквозь все его писания всё-таки просвечивает второй. Ибо когда рассказываешь про штурм линии Маннергейма,
якобы принципиально не моделируемый компьютером без применения ядерного оружия (финны, надо сказать, противоположного и весьма низкого мнения о мажиноскости своей линии, и у них есть свои причины), гордость за страну всё-таки видна. И то сказать, когда готовишься к наглой агрессии, ты показываешь не только то, что у тебя нет совести (у политиков это примета обычная), но и то, что у тебя есть титановые бейцы. Впрочем, сочувствие эмигрантов к ымперству бывшей Родины встречается не реже, чем ксенопатриотизм.
Плывут багровые знамена.
Грохочут бубны. Кони ржут.
Летят цветы. И эскадроны
За эскадронами идут.
Они и в зной, и в непогоду,
Телами засыпая рвы,
Несли железную свободу
Из белокаменной Москвы.
Проходят серые колонны,
Алеют звезды шишаков.
И вьются желтые драконы
Манджурских бешеных полков.
И в искушенных парижанках
Кровь закипает, как вино,
От пулеметов на тачанках,
От глаз кудлатого Махно...
Алексей Эйснер. «Конница»
В нулевые годы с распространением Интернета в городах и весях методология фолк-фантазёров немножко изменилась. Теперь именно сеть стала местом обкатки новых текстов, книги же, с общим отмиранием бумажных публикаций, превратились в своего рода chef d'oeuvre, который в первую очередь раскупят уже обращённые в религию гуру неофиты. Наконец, собственно текст часто заменяется видео на вконтактике или ютьюбчике - во-первых, не надо писать, во-вторых, читать, в-третьих, гуру тренирует харизму и актёрское мастерство, что, несомненно, будет полезно ему в живом общении с паствой. Паства же сия обильно представлена у фоменкоидов и ебзычников разнообразными
поцреотами*.
__________________
* NB: не путать с патриотами! 1917 год, когда разнообразные СРНы и РНСы, вместо того, чтобы восстать супротив iудокадетовъ и отдать Жизнь За Царя, послушно самораспустились по декрету "временных" и разбежались по кустам, ясно показал, что помирают за Отечество и (за копеечку или даром) целуют аѳедронъ Превосходительства частенько совершенно разные люди.
Само собой разумеется, что с методологией истории, равно как и с нею самой, поцреоты обычно незнакомы. Но они могут оценить с точки зрения Прикладного Величия нарисованную разными авторами картинку, и сложно спорить с тем, что Прикладное Величие фантазийной Руси-Орды, покорившей Америку, выше такового у реальных русских князей, ездивших на поклон в реальную нерусскую Орду к поганому царю агарян**. Стало быть,
"аффецеяльные историки" суть русофобы и низкопоклонники перед Западом, ату их, ату!
__________________
** Какой-нибудь более умный (и циничный) наци мог бы сказать: "Какая разница? В материальном мире никакого прошлого уже физически нет, зато гордость за него поможет нам сформировать Нацию, которую мы хотели бы видеть". Это называется "палингенезис", сама эта тема интересна, но о ней не будет речи в нашей саге.
Однако, "как известно, у медали есть другая сторона" (с). Дело в том, что "официальная история России", как ни крути, есть история прогресса. Вот посмотрите, с чего начинали славяне в IV веке. Кроме красненького пятна (киевская археологическая культура, этнически атрибутируемая праславянам), они, может, были ещё в Карпатах и на Курщине, а более - нигде на Земле. И это были ВСЕ славяне, от предков поляков до предков македонцев.
А вот к чему всё пришло через триста лет взрывного расселения во все стороны, инспирированного Великим переселением народов:
И вот что мы имеем ныне:
Поди плохо?
Да, конечно, начинали славяне с низкого старта. Процитирую себя из старых комментов:
Это нам, современным горожанам, почему-то кажется, что жизнь древнего земледельца, живущего в Барбарикуме несколько севернее Египта и Греции, полна безделья и свободного времени для изобретения звездолётов из навоза. А наши предки, однако, пытались выживать практически в лесу и практически с фигой в кармане (даже с железной рудой на Русской равнине дело обстоит сверхпаршиво, одна болотная дрянь да Курская аномалия на полукилометровой глубине под землёй, а другого металла у нас не водится). Самый короткий сельскохозяйственный год, самые длинные холода, самое рискованное земледелие, а мужику словенскому его потомки ещё и нудят под ухом: "придумывай руны, сцуко! записывай, как ты с рептилоидами, китайцами и римлянами воевал! (а он не воевал, да), учи европейцев русскому, да не твоему непонятному "бебебе", а современному, нашему, чтоб Мишке Задорнову понятен был!" В общем, житие тяжкое было. В конце концов, мы при готах на Украине были примерно в положении литвы при Древней Руси. Праславяне сидели на дубу до четвёртого века? Так литовцы сидели там же, но до тринадцатого. У праславян не было письменности до Кирилла? Так и у литвы неизвестно ни единого текста аж до XVI столетия. Мы славяно-арии, и наш язык похож на Великий Санскрит? Так и литовский похож, даже сильнее нашего, ибо он, по сути, реликт праиндоевропейского наречия четырёхтысячелетней давности, с теми же восемью падежами и очень близкими грамматикой и вокабуляром. Тем не менее, в Индру и Шиву литовцы не веровали никогда, ибо "капель господин" (indu-raja) и синегорлый Рудра, в отличие от праиндовропейского Перквуноса - сугубо индусские ребята. Но поцреоты, разумеется, объясняя феномен ВКЛ, раздвинувшей свои границы на пол-Руси аж до Чёрного моря, поступают по отрицальному шаблону антитатарского мифа и не верят в литовскую сущность Ольгердов и Свидригайл (вон какие понятные у них славянские имена! Прямо как Звенимуд или Жироблуд!).
Наконец, вечная отсталость... Да, Русь отставала от той же Англии на три-четыре века. Ну так когда история Британии начинается? Ещё до новой эры, а считая с англосаксов, как с варягов - в пятом веке, а не в девятом, как у нас. А дальше по линейке: Гептархия вместо княжеств, викинги с данегельдом вместо монголов с ордынским выходом, Гийом-бастард как победивший Москву Ольгерд, которого в нашей истории не случилось, Стефан vs Матильда вместо Василий Тёмный vs Юрий и Юрьевичи, Генрих II как Иван III, но с немирными сыновьями (а Эдуард I вообще почти точная копия Ивана III Васильича), Столетняя война как войны XVI в. с Литвой и Польшей, Война Роз как Смута (и тоже с самозванцами!)... Первый глава англиканской Церкви Генрих VIII, как ни сравнивай его с Грозным, но с его "Актом об апелляциях", где прямым текстом сказано
"This Realm of England is an Empire' чем не наш Императоръ Пётръ Великiй с его "
булатным патриархом"? Ну и, разумеется, революция Кромвеля, укоротившая на голову Карла Стюарта, не пошла налево сильнее Февральской революции кадетов, поскольку Николая с семьёй порешили, можно сказать, наши
левеллеры, победившие
индепендентов (тогда как у Кромвеля вышло наоборот), и вот при них мы расстались с повторением английских задов, поелику Реставрации у нас так и не случилось, как бы не пыжился Вово Кириллович. Теперь у нас всё идёт независимо.
А теперь подумаем, что же предлагается в произведениях второго жанра в качестве альтернативы.
А предлагается нам обычный РКМПистский миф о потерянном рае. "Была-де великая держава, мы не отрицаем. Но она самоликвидировалась". А потом уже подлые езуиты закопали в землю археологические подтверждения написанной ими псевдоистории безо всяких Ордусей, да столько, что археологи до сих пор откапывают, и конца-края не видно. Но что же это? Получается, что действительно имевшие место в 1917 и 1991 г. факапы монархии и большевиков пролонгируются в прошлое, становясь национальной традицией русских наступать на собственные грабли и рушить собственные якобы цветущие державы в прах?
Ведь средневековая картина мира, в которую вписан сюжет об изгнании Адама и Евы из рая, это двучастная история упадка. Сперва люди, уходя после смерти в Шеол, знали Истину из непосредственного опыта взаимодействия с божеством, затем её забыли и уклонились, после чего Яхве пришлось их вразумлять войной, чумой и потопом, и, наконец, избирать из всех сыновей Ноя один-единственный народ, которому вытирать сопельки, чтобы он регулярно платил за это чёрной неблагодарностью. Потом произошло явление воплощённого в Иисусе Бога Слово, смертью смерть поправшего и освободившего покойников из ада - новый пик. Теперь нет ни эллина, ни иудея, ура. Потом христианство распространилось... но посмотрим на Апокалипсис Иоанна и увидим, что всё будет хуже, все умрут, придёт Зверь ("И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем" (Апок. 13:7)), а потом, собственно, будет армагеддон. И главный (
по версии Сапковского) миф европейской цивилизации, о короле Артуре, он тоже весь о том же. Было счастливое королевство бриттов, Камелот, рыцари-братья за Круглым столом... а потом бац, Ланселот с Гвиневрой шпили-вили, Артур ррря, Мордред вааагх, гражданская война, Камланн, все умерли. Но королевство было расчудесным. И как так вышло с братоубийственной войной? Моргана, стерва, виновата.
Итак, с одной стороны (официально-исторической), имеем историю прогресса, когда всё было плохо, а потом, благодаря неустанным трудам и подвигам наших предков, всё стало лучше, русские продвинулись до Тихого океана, первыми вышли в космос и по общей совокупности заняли где-то пятое-седьмое место по вкладу в еврохристианскую цивилизацию. С другой (фолк-фантазёрской) имеем народ с серебряной ложкой во рту, который заложил основы цивилизации, пока все остальные пребывали в ничтожестве, а затем всё позорно проспал. Чем, конечно, закрывается гештальт потери СССР (ну, вот карма у нас такая!). И неудивительно, кстати, что на самом деле нынешние фантазёры эпигонствуют за давешними, точно так же пострадавшими от потери настоящей хрустобулочной Ынперии. Фоменко продолжает
Морозова, ахиневичи следуют за
Юрой Миролюбовым и егойной "Влес-книго". И общий смысл их страданий выразил в своё время ещё Максимилиан Волошин:
Они пройдут - расплавленные годы
Народных бурь и мятежей:
Вчерашний раб, усталый от свободы,
Возропщет, требуя цепей.
Построит вновь казармы и остроги,
Воздвигнет сломанный престол,
А сам уйдет молчать в свои берлоги,
Работать на полях, как вол.
И, отрезвясь от крови и угара,
Цареву радуясь бичу,
От угольев погасшего пожара
Затеплит ярую свечу.
Молитесь же, терпите же, примите ж
На плечи крест, на выю трон.
На дне души гудит подводный Китеж -
Наш неосуществимый сон!
Так кто же после всего этого русофоб-то, а?