«Мама, почему у меня нет папы?» Рано или поздно с этим вопросом сталкивается любая женщина, воспитывающая ребенка без отца. Как объяснить малышу все сложности такой непонятной взрослой жизни? Ведь будущее ребенка полностью зависит от нас с вами и начинается оно, в том числе, и с правдивого ответа на пугающий своей наивностью и серьезностью вопрос об отце. Что же мешает сказать правду, зачем мы так упорно воспроизводим сказку о папе-герое, пропавшем без вести?
Во-первых, из-за страха, что информация об отсутствии отца травмирует ребенка, сделает его «белой вороной». Но в свои 3-4 года малыш еще не знает, что он должен страдать без отца. Скажу больше, ребенок имеет все шансы вырасти счастливым человеком, так и не узнав, что был чем-то обделен.
Во-вторых, мы находимся под воздействием сформированных годами стереотипов. Долгое время считалось, что женщина, воспитывающая ребенка вне брака, является верхом аморального поведения, а ребенок - прямым свидетельством ее личной жизни. Для страны, в которой секса не было, рождение ребенка допускалось исключительно в браке, в противном случае на женщину вешался ярлык непристойности, а страдал в конечном итоге ребенок. И пусть в последние годы количество неполных семей возросло настолько, что перестало быть излюбленной темой соседских пересуд, страх перед вопросом: «что скажут люди?» не исчез.
Давайте разберемся, что же нужно ребенку. Для начала, немного теории. Один из основателей гуманистического направления в психологии - Карл Роджерс ввел понятие личностно-центрированного подхода, имея в виду, что необходимо ставить в центр внимания личность человека, с которым общаешься, то есть, разговаривая с ребенком необходимо ориентироваться на его потребности, а не на собственные страхи. Другой основоположник того же направления -Абрахам Маслоу выделил целый ряд потребностей, в том числе потребность в любви, уважении и одобрении, неудовлетворение которых вызывает чувство страха, обиды, может привести к депрессии.
Следует учитывать и систему представлений ребенка о самом себе - Я-концепцию, которая формируясь уже в первые годы жизни, может быть как положительной: «Я-хороший», «Я-удачливый», «Я-любим», так и негативно окрашенной: «Я-несчастный», «Я-плохой», «Я-неудачник». Ребенок узнает о себе от взрослых, видит себя нашими глазами, от того, в каком русле мы выстроим, в том числе, диалог об отце, во многом зависит концепция его будущего Я.
Малыш доверяет вам, не обманывайте его. Пусть в начале правда будет неполной. Так, трех - четырехлетнего ребенка вопрос «Почему у меня нет папы?» волнует не больше, чем «Почему у меня нет сестры?» Просто нет и все. Семьи бывают разными, у кого-то нет бабушки, кто-то живет с тетей. Зато в вашей семье наверняка есть самый лучший на свете дедушка, или старший брат, с которым так интересно играть! Хорошо когда к 3-4 годам в жизни ребенка появляется значимый взрослый мужчина. Это может быть дядя, дедушка, друг семьи, тренер в спортивной секции. У каждого из них своя собственная роль и она состоит вовсе не в том, чтобы заменить отца, а в трансляции мужского стиля поведения. Особенно важным это является для мальчика, так как перед ним стоит задача идентифицировать себя как мужчину.
Ближе к школе вопрос об отце принимает иные формы, ребенок начинает искать в себе его черты, интересуется подробностями своего появления на свет. На данном этапе важно укрепить ребенка в мысли, что его ждали и любили. Пусть обстоятельства сложились таким образом, что папы нет рядом, он, безусловно, самый лучший, иначе не появился бы на свет такой очаровательный, добрый и талантливый малыш.
Переломный момент наступает в период полового созревания, пожалуй, сложнейший в жизни человека. Подросток активно формирует собственную картину мира, ежедневно переосмысливает огромное количество поступающей информации, в том числе и тот факт, что его собственный отец, вероятнее всего относится именно к тому типу мужчин, которые не утруждают себя заботой о детях. Печально? Да, но не смертельно. В ваших силах не дать ребенку озлобиться и затаить обиду. Остерегайтесь высказывать вслух упреки в сторону отца, не допускайте негативных сравнений, даже если ребенок в чем-то провинился, это не значит, что он «такой же плохой как отец» или у него «дурная наследственность». В этот период можно в полной мере рассказать всю правду о своих чувствах, предоставив ребенку возможность самостоятельно сложить пазл взаимоотношений между мужчиной и женщиной, осознать их хрупкость.
Главное, всегда помните, что счастливые дети вырастают только у счастливых родителей. Будьте уверены в своем будущем и в будущем ваших детей, стройте новые отношения, обсуждайте их с детьми, спрашивайте совета, дети открыты миру и в этом их мудрость.
Ты его любила, правда?
По мере взросления моей собственной дочери, вопрос об отце несколько раз трансформировался. От элементарного «Почему у меня нет папы?», на который я, хихикая, ответила: «Зато у тебя есть собака!», - чем в полной мере удовлетворила детское любопытство, до более сложного: «Расскажи, какой он?», «Я на него похожа?», «А где папа живет?», «Ты ведь его любила, правда?»
Правда, любила. Дети рождаются от любви, ты у меня умница, красавица, твой папа очень талантливый и достойный человек. И здесь нет места обидам и разочарованию. Дочь напрямую связывает мою любовь к ее отцу с любовью к ней. Способности и талант своего отца с собственными достижениями. Именно эта связь формирует ее уверенность в себе.
К слову об уверенности, было и так: «Мама, ты не умеешь строить отношения с мужчинами. Я тебя научу, и мы обязательно найдем нам нового папу!» Обычная, общительная и открытая девочка. Разве не в этом счастье?
Нельзя ненавидеть и презирать половину себя
Комментирует социальный психолог Светлана Сененко. Ювинг, Нью-Джерси (США):
Неделя: Количество семей, в которых ребенка воспитывает только один из родителей, неуклонно растет. В интернете появилось огромное количество сообществ, где одинокие мамы и папы делятся опытом. Но если к отцам-одиночкам общество относится уважительно, то одинокие мамы до сих пор испытывают дискомфорт, связанный со своим нетипичным семейным положением. Что можно им посоветовать?
Светлана Сененко: Действительно, традиционных семей с мамой, папой и их общими детьми стало чуть ли не меньше, чем «нетрадиционных» - с одним родителем, с разведенными родителями, воспитывающими детей «по очереди», с «новым» папой или «новой» мамой. Одинокой матери нет смысла особенно тушеваться, нужно подать ребенку идею семьи с одной мамой, как вполне нормальную.
Н: Как лучше донести эту мысль до ребенка?
С: Есть неплохо работающий приём, особенно подходящий для маленьких детей - книжка-картинка про семью с одной мамой. С малышом можно просто, без чтения, пролистывать картинки, без напора на то, что это «наш случай». Рано или поздно ребенок сам осознает, что эта книжка «про нас с тобой». Если будете делать книжку сами, не гонитесь за точностью - пусть в ней будут другие имена и обстоятельства, хотя общую линию и какие-то детали желательно все-таки отразить.
Важно заранее справиться с собственными негативными чувствами, связанными с отсутствием отца, если нужно, с помощью профессионального психолога, для детей важны не слова, а интонации и настроение, с которыми они произносятся. Ведь как бы ни было комфортно и замечательно ребёнку с мамой, но ответить на вопрос «где папа?» рано или поздно придется.
Н: Существует ли универсальный вариант ответа на вопрос об отце?
С: В любом возрасте, для малышей особенно, универсальным является ответ: «В нашей семье нет папы». Во-первых, потому что он именно такой - простой, понятный и правдивый. Во-вторых, с его помощью вы снимаете акцент с того, что чего-то нет у ребёнка, «распространяя» эту нехватку на всю семью (не «у тебя», а «в нашей семье»). В-третьих, вы вводите понятие «семьи» и одновременно даете понять, что семьи бывают разными.
С ребенком постарше хорошо работает прием ответа «вопросом на вопрос», может оказаться, что его интересует вовсе не то, о чем вы собираетесь рассказать. Классический пример: вопрос «откуда я взялся?», - может означать: «откуда мы приехали в то место, где живем сейчас?», а не «как именно я появился на свет?».
Н: Вы упомянули, что в разговоре со своей дочерью я допустила ошибку. Какую?
С: Распространенную и трогательную: «У тебя нет папы, но зато у тебя есть...». Согласитесь, это звучит несколько неестественно, даже подозрительно. Вы же не отвечаете на вопрос: «А у нас есть пианино?» - «Нет, зато у нас есть холодильник».
Н: Согласна, но так хочется объясниться одним махом. Сто раз все обсудили, обговорили, но появляются все новые вопросы. Знаю, что некоторые мамы в попытках пресечь разговоры об отце, бывает даже, выставляют его перед ребенком не в самом выгодном свете.
С: Вопросы «про папу» будут возникать периодически в любом возрасте. Мало ли, что вы там обсуждали! Это было в «прошлой эпохе», и с точки зрения ребенка все могло поменяться, а главное, изменился он сам. Дайте ребенку возможность выразить свои эмоции по поводу отсутствия папы в его жизни и примите их с сочувствием и пониманием. Иногда не грех согласиться и с тем, что было бы неплохо иметь папу в доме - почему, собственно, нет? Но даже если на горизонте уже появился «новый папа», всегда помните, для развивающегося человека крайне важно составить позитивный образ обоих родителей. Ребенок несет половину генетического набора отсутствующего отца и это крайне нездорово - ненавидеть или презирать половину себя. Поэтому даже если у вас есть все основания считать отца ребенка монстром и безответственным негодяем, воздержитесь от просвещения ребенка на этот счет.
Н: А что по этому поводу говорит наука? Результаты большинства известных мне исследований не слишком утешительны. Вместе с тем, каждый из нас знает хотя бы один живой пример чудесного человека, которого вырастила одинокая мама.
С: Исследования, проведенные в последние годы и учитывающие иные факторы, кроме наличия или отсутствия фигуры отца, выявили менее мрачную картину, в которую прекрасно вписываются исключения. Негативное влияние оказывает не отсутствие второго родителя как таковое, а связанные с ним экономические трудности, нестабильность, конфликты между родителями, как в процессе, так и после расставания, и, как следствие, «прорехи» в выполнении ими прямых родительских обязанностей. Очевидно, что отнюдь не все семьи с одним родителем страдают от этого. Сравнительное исследование детей-подростков, растущих у матерей, которые никогда не были замужем, с теми, чьи мамы развелись после их рождения (включая тех, у кого появились «новые» папы), показывают, что у детей из первой группы, лучше успеваемость, меньше личностных проблем, они реже конфликтуют с мамами.
Проведенное в США исследование ежедневной рутины в семьях с детьми в возрасте от 10 до 14 лет выявило, что одинокие родители общались со своими детьми в среднем более дружелюбно, а сами дети проводили в среднем больше времени с членами своей «расширенной семьи» (бабушками, дедушками и другими родственниками), нежели их сверстники из полных семей.
Существует еще один класс семей, изучение которых особенно интересно - это союзы лесбиянок, как зарегистрированные де-юре (где это разрешено), так и существующие де-факто. Оказалось, что дети, выросшие в семьях с двумя мамами, практически по всем показателям похожи на детей, выросших у гетеросексуальных пар. Касательно различий было отмечено, что две мамы в среднем больше играли со своими детьми и меньше применяли физические методы наказаний, а главное, их дети обоих полов демонстрировали меньший уровень шовинизма.
Таким образом, самым важным фактором, благотворно влияющим на детей, является наличие ответственного, вовлеченного и стабильного воспитания. Два родителя, в среднем, лучше, чем один, но по-настоящему хороший родитель всегда лучше двух неудачных.