Изучая примеры ситуаций в
треугольнике Карпмана, приходит понимание, что большинства конфликтов можно избежать, если перестать играть роль жертвы. То есть перестать жаловаться, оправдываться, обвинять, потому что эти действия только лишь раскручивают маховик драмы еще сильнее.
Легко сказать - перестать быть жертвой. А как это сделать? Как называется роль противоположная жертве? Роль, с которой никто не захочет разыгрывать драматический спектакль? Какое-то время я думал, что это роль хищника. Но оказалось нет, на каждого хищника найдется еще более серьезный хищник, и спектакль жертва-преследователь завертится по обычной схеме.
Оказывается, противоположность жертве - это творец.
Жертва считает, что от нее ничего не зависит. Творец самостоятельно управляет своей жизнью.
А как стать творцом? Есть ли подходящий пример? Что для этого нужно уметь?
Быть творцом даже проще, чем жертвой. Жертве нужно придумывать жалобы и оправдания. А творец реально не парится. Для того чтобы стать творцом достаточно согласиться с убеждением "Я творец своей жизни".
Ну и, соответственно, взять ответственность за свои действия. Если я творец, то логично, что все вокруг создано, притянуто, закручено с моим непосредственным участием. Не нравится? Ну так разберись, что нужно исключить, что нужно прекратить, чтобы этого не повторялось.
В романе Пелевина "Смотритель" есть интересная цитата.
- Знаешь, погонщику ведь не кажется тайной нутро слона, хотя он вряд ли знает, как слоновьи кишки соединены друг с другом. Это ему просто не важно.
- А что тогда важно?
- Мы живем в пространстве причин и следствий. Важна только их связь и последовательность. Если ты твердо знаешь, что в ответ на «А» услышишь «Б», ты уже понял про мир все необходимое. Остальным пусть занимаются монахи в синих рясах.
Поскольку я сам это все делаю с собой и окружающими, хорошо бы составить список: действие А приводит к Б. После чего перестать делать те А, которые приводят к нежелательным Б.
Банально, очевидно. Но что-то не видел ни у кого таких списков. Чаще наблюдаю прямо противоположную картину. Раз за разом повторяется действие А, хотя результат Б абсолютно не устраивает. Как в забаве, описанной у Пушкина в "Дубровском". Бочку, утыканную гвоздями, подкатывают к медведю. Медведь колет себе лапы, сердится, толкает сильнее и в бешенстве продолжает бросаться на бочку, пока ее не отбирают.
Вывод. Каждый человек творец своей жизни. Вот прямо сейчас я творю что-то этакое. Понравится ли мне это?
Может заняться творением, чего-нибудь более полезного? В любом случае ответственность за все происходящее полностью лежит на мне.