(пролистывая старый журнал
https://ahx2.livejournal.com/1648.html )
Клеймо на лоб
Домашний скот иногда помечают, чтобы не спутать с соседским: курам красят спинки, коровам привязывают ленточки на рога. Собак и кошек никак не метят, те и так от хозяина никуда не денутся. А если и денутся - невелика потеря.
Самый ценный скот - лошадь. Раньше иметь лошадь было все равно, что иметь трактор сейчас. У нас на селе сейчас все мужики имеют трактора? Вот и тогда лошадь могли позволить себе далеко не все. Пахали и ездили на волах и ходили пешком.
Лошадь была очень ценным орудием производства, а потому и метили ее особым образом - раскаленным железом ставили знак на шкуре. Этот знак уже не скроешь, не замаскируешь, не смоешь. Краденую лошадь с тавром уже не продашь.
Рабы тоже были ценным орудием производства и потому их тоже обозначали на видных местах. Ну, а какое самое видное место у раба? Лоб, когда шапку перед барином долой. Чело.
Человек - это звучит гордо, конечно. А почему так звучит - непонятно. Я думаю потому, что у него есть «чело». А что гордого в том, что у тебя есть лоб? Он у всех есть. Лоб-то есть у всех, да чело не у всех. И в значении слова «чело» нет ничего, чем можно было бы гордиться. (Увы, товарищ Чехов). Лоб - это не чело, а чело - не лоб.
Лоб - это: эЛ+уБ = место+вверх = разместить+вверх = открыть.
Лобное место - открытое место.
А чело - это (Ч=Т+Ш) тшело: уТ+эШ+эЛ = огонь+делать+место. То есть, место для прижигания огнем.
Видите, как получается. Когда рабов помечали краской на водной или масляной основе (ставили крестик на лбу - крестили), это было не очень эффективно. Смывалось это клеймо легко и исправлялось, и трудно было потом опознать своего раба в толпе чужих рабов и свободных.
Иоанн, который клеймил акварелью и гуашью, сознавал, что его метод несовершенен, но с железом и огнем заморачиваться не хотелось. (За что и поплатился головой) Он и говорил, что придет более крутой парень, чем я (Вот тогда поплачете! - пугал), который будет таврить вас огнем. И как в воду глядел, нашелся-таки спец получше. Тех, кого он заклеймил, уже никуда не разбегались: куды бечь-то с тавром на челе.
И паства все прибывала и ходила стадами за пастырем.
«И на челе его печать…»
Как четко сказано! Чело - уТ+эШ+эЛ = огонь+делать+место = место для клейма.
А печать - это не то, что мы сейчас подразумеваем. Это не то, что сначала опускают на чернильную подушечку, а потом прикладывают к бумаге. И не то, что прикладывают к расплавленному сургучу. Это не печать, это оттиск, скорее, оставляющий знак в процессе «тиск/анья». А печать - это (изначально) именно приспособление для клеймения раскаленным железом.
См.: глагол «печь» - жарить, жечь, обжигать. Печь пироги; солнце печет. От этого глагола образовалось существительное «печ/ка» - оборудование которое печ/ет и жарит, сокращенно - печь.
Гл. печ/ь = петш: аПо+уТ+эШ = вдоль по+огонь+делать = жечь, жарить.
Итак, «печать» - инструмент, которым выжигали, «выпекали» клеймо на челе человека=раба. Это не только инструмент, но и след инструмента, знак, обозначавший принадлежность раба хозяину. От тавра в виде крестика на лбу и произошло понятие «крестианство». И крестьянство, соответственно, рабы бояр и бар.
Ср.: печь - жечь - печать - знак
и в немецком
heiß - горячий, жаркий и heiß/en - называть(ся), значить, означать.
Эта немецкая парочка еще менее скромна, чем русская и ее связь более бесстыдно-откровенна. здесь «означают» прямым текстом горячим и жарким. Сразу картинка: «креститель» с раскаленным железом «обозначает» своих рабов. а они потом и блеют: ich heiße.., ich heiße… - Меня клеймили, и я теперь раб хозяина Хх.