Книжные обзоры Натальи Першиной. «Кот ушёл, а улыбка осталась»

Nov 23, 2024 20:00


Это потрясающая книга! Это заряд хорошего настроения. Это о доброте и преданности делу. Это о личностях, которых мы привыкли воспринимать иконами теле- и киноэкранов с абсолютно другой их стороны - людей обычных. Георгий Данелия в своей последней книге «Кот ушёл, а улыбка осталась» рассказывает о том, что всегда остаётся за кулисами: о рождении идеи будущей картины и её создании, а также о разных ситуациях со съёмок и из жизни, как забавных, так и немного грустных. И, конечно, о людях. О многих людях, что окружали Георгия Николаевича, поддерживали его, помогали или же просто их дороги где-то пересекались, но тем не менее свой след в душе и памяти знаменитого режиссёра они оставили.



Об издании: твёрдый переплёт, 416 стр., формат 60х90/16, иллюстрация на обложке Александра Храмцова. Москва: РИПОЛ классик, 2024. Цена в «Гиперионе»: 860 руб.



Это третья книга небольшого цикла мемуаров. В первых двух Данелия рассказывал о том, как снимал двенадцать своих фильмов, начиная с «Тоже люди» и заканчивая культовым «Кин-дза-дза!». Оставалось пять: «Паспорт», «Настя», «Орёл и решка», «Фортуна» и анимационный «Ку! Кин-дза-дза». Для последнего он припасал отдельную книгу, но не успел её написать, поэтому о создании мультфильма, который он в конце этой части своих мемуаров назвал лучшим, что он снял за последние двадцать пять лет, мы уже не узнаем, а тетралогия осталась трилогией.

Но не будем о грустном, ведь третья книга написана так, что вроде не только о радостном, но и о печальном тоже рассказывается, а читается легко, на душе светло остаётся. Данелия поведал тут о процессе творения, а с этим и о сложностях, которые приходилось преодолевать в постперестроечный период, о нехватке средств на съёмки в бандитские девяностые, когда привыкших к государственному финансированию творцов от кинематографа поставили перед новой и абсолютно чуждой им задачей искать спонсоров самостоятельно. Да и слово само новое, но оно буквально ворвалось в творческий мир. А с ним и много других слов. Но и те времена Данелия вспоминает с особой теплотой.



Особая ценность книги - это воспоминания о разных ситуациях, зачастую курьёзных, о которых зритель никогда бы не узнал, если бы не такие вот книги. А поиск актёров чего стоит! Есть такие сценарии, которые писались специально под определённого исполнителя, как «Фортуна», идея которого пришла почти случайно за дружеской беседой в гостях у Бубы, как называл Гия Данелия своего друга и одного из любимых актёров Вахтанга Кикабидзе. А есть и те, как «Паспорт», где главная роль очень долго ждала того, кто её воплотит в жизнь на экране. И, как это ни забавно, француз Жерар Дармон, так мастерски сыгравший Мераба, что никто не верил, что он не грузин, попал в фильм в последний момент, как замена другому французскому актеру. А ведь на эту роль согласился сам Николас Кейдж. Кстати, история о встрече с ним очень интересна сама по себе. Да и вообще, о том, как искали и нашли актёра на главную роль в «Паспорте» можно отдельный фильм снимать.



«Настя» и Полина Кутепова - один из моих любимых фильмов нашего постсоветского кино и одна из моих самых любимых актрис, поэтому читала я главы о задумке, создании и съёмках этого кино с особым интересом. «У каждого времени свои герои», поэтому Георгий Николаевич не мог обойти вниманием воров в законе и какое место они занимали в той России. И не просто так он вспоминает о них, ведь была идея сделать старуху-колдунью, к которой обращается Настя, вором в законе. Дань времени.

Не только о съёмках своих фильмов рассказывает Данелия, но и не забывает о тех, к которым он писал сценарии. И о дальнейшей судьбе снятых кинокартин тоже не забывает. Здесь много воспоминаний о поездках на фестивали, о первых показах, о реакции коллег и зрителей, о случайных встречах и различных интересных знакомствах. И многом, многим другом.



Отдельного внимания заслуживают разные юморные и даже дурацкие ситуации, в которые попадали сам режиссёр или его друзья и знакомые. Очень запомнился курьёзный случай с Юрием Ростом на съёмках «Фортуны», когда он играл кандидата в губернаторы, а местные приняли это за реальность, благодаря декорациям в виде агитплакатов, что были развешаны в городе. Как и история с маленьким узбеком в ресторане «Иверия», который буквально спас один важный вечер. И эпизод со шведской актрисой Харри Андерссон, в котором та благодарила Георгия Николаевича за фильм «Не горюй!», он, правда, из другого времени, но Данелия и не скрывает, что решил всё же похвастаться, не удержался, потому и включил в книгу некоторые истории, не вошедшие в два предыдущих тома. И очень правильно сделал.

Кстати, в книге Георгия Николаевича огромное множество лиц, как очень известных, так и не очень. Здесь можно встретить, помимо упомянутого Кейджа, его великого дядю Френсиса Копполу, Романа Кармена, Евгения Моргунова, Вахтанга Кикабидзе, Юрия Роста, Георгия Шахназарова, Александра Хайта, Олега Янковского и многих, многих других. И все люди в книге показаны с хорошей, с доброй стороны. Плохим воспоминаниям тут нет места. Это о другом. Это о кинобратстве. Это о доброте, которая живёт в каждом, кого мы встречаем на этом этапе жизни Георгия Данелия. Всё остальное в мусорном ящике его памяти:

Меня иногда спрашивают:
- Неужели в жизни вы не встречали сволочей? Почему о них не пишете в своих книжках?
- Встречал сволочей и предателей. И немало. Но все они крепко-накрепко заперты в мусорном ящике моей памяти. И вход им в мои воспоминания запрещён.



Вот такая это яркая и очень интересная книга. Георгий Данелия - отменный рассказчик, поэтому периодически создавалось впечатление, будто не книгу читаешь, а слушаешь вживую, сидя за общим столом в абсолютно неформальной обстановке. И, конечно, нельзя не отметить его чудесное чувство юмора, тонкое, но меткое. Рекомендую!

Гиперион, Книги

Previous post Next post
Up