Полное название книги, о которой я хочу рассказать в этот раз, звучит так - «Архетипы в русских сказках. Какая детская травма у Кощея. Как прошла сепарация Колобка. Почему премудрость не спасла Царевну-лягушку от абьюзера». Написала её практикующий семейный психолог Елена Журек. Далее последует сказ о том, как по сказкам психологию изучать можно. Разбирая на «винтики» типажи и поведение героев сказок в разных ситуациях, автор предложила взглянуть на то, чему учат сказки, с точки зрения современного человека. Ведь, как известно, «сказка ложь, да в ней намек…».
Об издании: твёрдый переплёт, 176 [16 илл.] стр., чёрно-белые иллюстрации, формат 60х90/16. Москва: Издательство АСТ, 2024. Цена в «Гиперионе»: 500 руб.
Берём сказку «Волк и семеро козлят», разбирая которую, автор внушает светлую мысль, что сказки сказками и маму, конечно, нужно слушаться, но и своей головой думать тоже надо уметь. И выбирать из возникающих в голове вариантов действий верное решение, прикидывать, когда установки взрослых работают, а когда нет. Но вопрос к автору - речь же о маленьких детях, откуда у них такой опыт, чтобы это уметь? Ответ есть. Вот такой:
«Вспомним маленького Козлёнка, который говорил остальным братишкам, что по маминой инструкции-то всё верно, но шкуркой чую, что-то тут не так…».
В общем, чуйку свою надо слушать, голову хотя бы периодически включать и себе любимому всё же доверять:
«Ни одна подробная инструкция не может предусмотреть всё, а чуйку не обманешь!».
Спорно, конечно. Но ведь чуйка и правда частенько работает. Поэтому спорить тут всё же сложно. Как и о том, что запреты весьма ненадежная в плане эффективности практика. Как и возложение обязанностей на неподготовленного человека, но это уже другая сказка.
«Гуси-лебеди» все помнят? Я воспринимала её в детстве, как волшебную историю, которая иллюстрирует поговорку «что посеешь, то и пожнёшь». Но психолог меня сразу в корень проблемы ткнула - а кто детей одних оставил и ответственность за маленького ребёнка на другого ребёнка переложил? Но как иначе, если родители должны деньги на жизнь добывать, а старший уже подрос, значит вполне может последить за младшим. Плавали - знаем, я сама старший ребенок в семье, и помню, что родителям тоже пожить хочется, в кино там сходить, с друзьями встретиться. Они же тоже люди. Но кто виновен в чуть не случившейся трагедии? То-то и оно. А ещё тут автор тему сиблингов в семье поднимает, а там очень много проблем и вопросов, ведь с появлением младшего старший как бы исключается из категории детей, потому что… да потому что старший, а значит взрослее и ответственность нести может. Девочек сразу в няньки записывают. А «нянька» нянькой быть не желает, потому что подружки, игры и прочее. И тут другой инструмент в ход идёт - запугивание. Что там у нас в сказке случилось? Появились гуси-лебеди и похитили братца, и вот девочка готова на всё, чтобы вернуть мальчика домой. Чувство вины плюс её искупление - человек-функционал готов. И установка - живи нуждами других, помогай всегда, работай нянькой, а то, что гуси-лебеди детство украли, забудь.
Минус: автор расписывает ситуации, говорит о получаемых детских травмах, но рецептов не даёт. И вновь я вспоминаю себя - не так-то меня и напрягали, объясняли всё и просили присмотреть ненадолго. И не обещали косыночку и бусики в награду, по-человечески всё было. Тут надо помочь, а тут - иди гуляй смело с подружками. И кто мне потом в моей взрослой жизни помогал и давал передохнуть, сидя с внуками? То-то и оно. Снова спорно, но, повторюсь, автор рецептов не даёт, только рассматривает сказочные ситуации с точки зрения семейного психолога.
Теперь про «Морозко» хочу рассказать, тут было тоже интересно, так как позиционируется глава об этой сказке, как парад терпил, а ведь девушка тепла искала. Но терпеть и помалкивать - единственно правильная модель поведения. Настенька - милая девушка, которая всегда подчиняется, за что её в дальнейшем похвалят и одарят. Вроде всё хорошо, да не хорошо - уверена Елена Журик, что полученное приданое ничего для героини не изменит, так как диагноз «жертва» сундуками с платьями и золотом не лечится. Интересно была преподнесена другая героиня, Марфуша, в современных реалиях ей абьюзные отношения не грозили бы, так как с характером девка была. Да и там не грозили, замуж же не брал никто, времена иные были, посему Марфушенька - отрицательный персонаж, а положительная героиня «беззубая» совсем, это вам не крутые девахи из современного фэнтези, тогда дамы с характером не в цене были. Коня на скаку и в горящую избу - это чудесно, молодец, но мужу и родителям не перечь!
Но есть и герои, с которых можно брать пример. Например, с девочки Маши из сказки «Маша и медведь», которая терпеть и ждать, когда её какой-нибудь королевич спасёт, не стала, наблюдала за своим «тюремщиком», а потом вокруг пальца обвела.
Понравилось ещё, как на «Трёх поросятах» автор показала, что смягчать старые варианты сказок, убирая «травмирующие» нежную детскую психику моменты, нельзя, смысл меняется. Ведь в настоящей сказке двух поросят волк сожрал. Вот вам и расплата за лень и разгильдяйство. А нынче смысл поменялся - пляши, гуляй, а если что всегда можно спрятаться и жить остаться вон у того, кто сейчас впахивает на стройке капитального жилья своего.
А что это я так много уже выдала? Нет, так не пойдёт. Несколько примеров привела, о некоторых темах рассказала, подход авторский показала. Будут тут ещё зумеры с бумерами, пройдётся автор по материнскому вопросу и становление личности под девизом «Собери себя сам!» затронет. Добавлю, что читать можно всем, так как написано для широкой аудитории в блогерском стиле - это когда пишут задорно и весело, чтобы больше читателей привлечь. Елена же ещё и популярный блогер, поэтому и в книге использует свой проверенный слог - лёгкий, бойкий, современный. В конце ещё раскраски есть, правда непонятно зачем, видимо подразумевается, что прочитавшие книгу взрослые с учетом приобретенных знаний разберут сказки с детьми, а там и пораскрашивать картинки можно. Иллюстраций, кстати, много, они в модном стиле бояр-аниме выполнены. Да и в целом книжка модная. Но не пустая, сказочную изнанку читателю покажут. А дальше уже останется самому решить, согласиться с автором или нет.