Когда я прочитала «Игру в Джарт», случилось то, что происходит со мной крайне редко: впечатления о книге сразу в слова не складывались, не хотели. Они предпочли в начале пожить в голове, затем снова до сердца добраться, ожить в памяти яркими образами и эмоциями, вновь сыграть на душевных струнах, чуть сгладиться, выровняться и, наконец, сформироваться в стройный ряд из мыслей, чувств, непростых вопросов, что задала Глория Му, вечных тем, что она подняла, и воспоминаний о непростых судьбах героев.
У меня с книгой вышла интересная история. Дело в том, что она нашла меня сама. Летом проходила выставка иллюстраций Алекса Клепнёва, куда меня пригласили. А потом предложили познакомиться с самой книгой и «поиграть», попробовать понять, а смогу ли научиться такой сложной и одновременно простой «Игре в Джарт». И я её открывала для себя. С каждой страницей постигала тайны и взаимосвязи целой вселенной, имя которой… Любовь.
Об издании: твердый переплёт, 260 стр., формат 70х100/16, иллюстрации Алекса Клепнёва. Издательство: Бит-Принт, 2023. Цена в «Гиперионе»: 3200 руб.
Фэнтези? Сказка? Притча? Всё сразу. И язык такой волшебный, завораживающий, полностью затягивающий в каждую из трёх историй, раскрашивающий всё в полутона, так как нет явного и точного, когда дело касается таких вещей, как предсказание, предназначение и чувства. Здесь история переплелась с мифологией и восточными сказками. Здесь Запад и Восток встретились, не только противоборствуя, как всегда, но и пытаясь понять что-то друг в друге. Здесь отсылки к событиям прошлого и древним сказаниям соединились воедино с оригинальными сюжетными ходами. И кем и какими предстали главные герои.
«Аятори» - первый рассказ, написанный в восточных мотивах, сразу напомнивший волшебные сказки Персии и Турции, а там и Поднебесная промелькнула, махнув лисьим хвостом. Игра, где ниточки складываются в узор, которому нужно придумать название. Какое же название можно подобрать тому узору, который сплела судьба для маленького, но гордого Кочевника? Наплёл шаман чего-то странного тому, кто пережил войну и рабство, кто потерял так много. Тому, кому предначертано было найти бобра, да вот только попался он лисице. Чем же закончился тот решающий бой? Нюсха Муу, победила ли любовь? Не расскажет. И спутница его, Птица чудесная, не расскажет.
«Он не знал, как объяснить, как сказать ей, что бояться не надо. Нельзя.
Что всё, к чему только стоит стремиться, за что стоит бороться, лежит по ту сторону страха. Страх - оковы души, ярмо, тяжкий гнёт. Страх стирает краски и всю радость жизни.
Если бы он в своё время испугался угроз и побоев, то никогда бы не смог вернуться домой. Не решился бы принять из рук вздорного старца чудесную Птицу, не узнал бы, что такое любовь.
Страх - первый враг, которого любому надо бы одолеть, вот и все.»
Зато свой рассказ начнёт трактирщик. Да, кажется, что все три части не связаны между собой, но всё же соприкосновения есть. Прежде всего это тема любви. А также герои. Они передают друг другу словесную эстафету, от одного к другому тянется нить, от судьбы к судьбе, ведь они тоже связаны, мимолетным знакомством или общим куском жизни.
«Последнее солнце» - рассказ Минотавра о том, какой путь он прошёл в этом мире. Нужно выслушать его и попытаться понять, почему в итоге им был сделан именно такой выбор, почему ратные подвиги, где равных ему не было, где, произнеся лишь имя его, можно было выиграть сражение, ибо повергало оно врагов в панику и непреодолимый страх, променял он в итоге на скромный трактир, в котором бывший ужас сам путникам прислуживает. Греческий миф и французское Средневековье сошлись в этой истории, где орден рыцарей сражался против неверных с помощью силы из сказания древнего. Много воды утекло с тех пор. И что же? Рыцарь в алом плаще решил вернуть на путь истинный? Назад в орден, к сражениям и славе вновь? А зачем это тому, кто познал больше? Кто познал Любовь. Бог, которого Астерий покинул снова зовёт его? Но теперь есть только одно, что прозванный Гневом Бога не забудет никогда: только она и её слова. И никакой Алый не сможет заставить изменить решение. Да что там Алый, сам Гроссмейстер бы не смог. Послушайте этот рассказ и вспомните о ней вместе с Астерием.
«- …я видела волны далеких морей и пески пустыни. Дворцы из яшмы и порфира, и хижины - ты не поверишь! - из навоза. Я видела людей с кожей черной, как ночь, и бледной, как лунный свет. Обычаи их разнятся, как и облик, и, кажется, не найти двух похожих, ведь даже рождённые близнецами отличаются и привычками, и нравом. Есть лишь одно, что является общим для всех.
- Что же это? - спросил он.
- Жажда крови. Чёрные ли, белые, или желтолицые, они не умеют жить в мире. Как думаешь, почему люди веками убивают друг друга - из ненависти, или ради любви - и не могут обойтись без войн?
- Я не знаю. Я не человек, - так он тогда ей ответил.»
«Дорога до мечты» - теперь сам Гроссмейстер предстанет перед нами, а заодно окунёт в Артуриану, где образы Рыцарей Круглого стола и Озёрной девы всплывут в памяти, но всё же здесь иная история. Гроссмейстер с каменным сердцем, что заморозил чувства свои ради ордена и его величия, ради побед и чести. Но что за чудо встретилось ему на пути? Девушка-альбинос? Ведьма? Или ангел? Магия её непобедима, слова её острее любого меча. Сплошная загадка, а не девица. И многомудрый юнец, будто впитавший с вином из орденских погребов всю память и умения своих предшественников, пасует перед чувством. Что там с сердцем каменным твоим, а, Тески?
« - Молчи, - буркнул Гроссмейстер, прижимая её к себе, - Не хочу слышать ни о каких других.
Девица его вдруг и сама прижалась к нему затылком, заговорила печально:
- От судьбы не уйдёшь. И всё бы ничего, можно ведь и привыкнуть за тысячу лет, но тогда, на мгновение, я подумала вдруг, что свободна. Дело сделано, и заклятие спало, и отворять врата смерти отныне станут иные орудия, а во мне более миру нет нужды. И я могу уйти, куда хочу. Понимаешь? Куда сама захочу.
- Не уйдёшь, - эхом отозвался рыцарь, вдыхая её запах, всё ещё немного птичий. Соколиный пух. Кровь. Гарь. Конский пот. Железо.
Его любовь пахла войной. И чему тут удивляться?
Война была его судьбой, и прежде давал он обеты одной войне.»
Прекрасное фэнтези. Несмотря на все отсылки к разным литературным произведениям и историческим событиям, к мифам и легендам разных народов, эта история самобытна и не похожа на другие эксперименты с жанрами и переписыванием старых историй на новый лад. Нет. Тут совсем иное. Новая мудрая сказка в трёх актах, написанная изумительно красивым слогом.
Ну и, конечно, иллюстрации. Прекрасная графика Алекса Клепнёва. Это тот самый случай, когда художник уловил само настроение произведения, его ауру ощутил и понял суть игры в Джарт:
«Игра в джарт - это танец с невидимыми и непознанными силами мира, и удача здесь так же важна, как и мастерство. Поле для игры отождествляется с путём души, преодолением ею всех препятствий и опасностей, а линии отождествляются с судьбой. Каждый танцор проходит все клетки, следуя линиям, как любое существо проживает жизнь свою, сообразуясь с линией судьбы. Но здесь, в точках пересечения, танцор, используя дар свободы выбора, может переменить свою судьбу, соединив её с другою. Видишь? Если посмотреть внимательно, линии ветвятся, как на ладони, и только дураки следуют прямым путем, никуда не сворачивая и ничего вокруг не замечая.»
А со своими демонами каждый договаривается сам...