Книжные обзоры Натальи Першиной. «Книга из слов и предложений»

May 14, 2023 17:00


Имя автора мне ничего не говорило. Совсем. Но обложка так бросилась в глаза, что руки сами потянулись к книге. Взяла. Пролистнула. Посмотрела содержание. Прочитала витиевато написанную аннотацию. Покрутила в руках и решила, что ознакомиться стоит. А теперь рассказываю, что я нашла и не нашла в книге под оригинальным, но ничего не говорящем о содержании названием «Книга из слов и предложений», написанной Артуром Риннэ.



Об издании: твёрдый переплёт, формат 60х90 1/16, 256 стр., плотная белая бумага, ляссе. Текст снабжен иллюстрациями Аллы Бельченковой. Издательство - Торговый Дом «Скифия», 2016. Цена в «Гиперионе»: 600 руб.



Аннотация называет эту книгу «альбомом философо-художественных зарисовок вселенского сёрфинга на волнах жизненных циклов». Но не стоит сразу пугаться, здесь не будет заумных речей и тяжеловесных словесных конструкций, призванных поразить воображение среднестатистического читателя. Автор пишет вполне доходчиво, а аннотация - просто хороший способ привлечь внимание к книге. Артур Риннэ умеет пользоваться словами и предложениями, он излагает свои идеи и наблюдения красиво и образно, но при этом его мысль будет понятна каждому. Читать его короткие эссе можно в любом порядке. Главное - дозированно, о чём предупреждают в забавном предисловии, написанном в виде инструкции по применению лекарственного препарата. Тут, думаю, самое важное ознакомится с «показаниями» и «противопоказаниями», а уж дозировку в случае этого «препарата» можно выбрать самостоятельно. Как пойдёт.

Зарисовки совсем небольшие, самые длинные занимают один книжный разворот, но автору вполне хватает этого пространства, чтобы обозначить тему, развить её и прийти к тому или иному выводу. Темы затрагиваются самые разнообразные, и некоторые из них будут близки всем, уверена, что практически каждый задавал себе вопросы, которые разбирает здесь автор. Он говорит об искусственности мира, о привычке лгать, об обществе, где обязательно нужно чему-то соответствовать, чтобы вписаться в ту или иную группу людей, о детстве и его чистоте, о том, что такое настоящая жизнь, об идолах, что мы себе создаём, о ревности, о дружбе, о доверии, о правилах… Серьёзное чередуется с романтичным или личным. Так, благодаря таланту автора, внезапно предстают перед глазами питерские крыши - лучшее место для встреч рассветов и закатов, любимая локация настоящих романтиков. Или ватрушками запахнет вдруг. Как видите, вопросы разные - важные и не очень, но волнующие автора, а значит их нужно проговорить или, как здесь, прописать, чтобы поделиться с другими. Жаль, что это такой вид диалога, где нет возможности ответить, ведь это книга на бумаге, а не беседа или переписка онлайн, и даже не блог, дающий возможность обменяться мнениями в комментариях. Обратной связи нет, но тем не менее поднятые темы наталкивают на собственные размышления и можно дать ответ самому себе. Иногда задумываться о том, что представляет собой мир вокруг нас и какое место мы в нём занимаем, что мы из себя представляем, очень даже полезно. Пожалуй, остановлюсь на нескольких темах из книги отдельно, как примерах того, о чём здесь говорит автор.



Интересна мысль о том, что своё эмоциональное состояние мы выбираем сами. Сначала сложно согласиться, ведь на наше настроение может повлиять всё что угодно. Погода, например, когда вместо солнечного дня мы получаем нескончаемый холодный дождь, накрапывающий с высоты бесконечно серого неба. Но своё отношение-то к дождю мы сформировали сами. Вот в чём идея. Спорная, но любопытная.

Кто я? Что я из себя представляю? Вопрос, на который ответить не так уж и просто, если отбросить профессиональную деятельность или увлечение, что сразу дало бы ответ, но только не тот, а про принадлежность к определенной группе, кругу, статусу. Как отвечает автор? А никак. Мне кажется, познать себя - задача невыполнимая, поэтому авторское «каждый раз теряясь в суете своих будней, стучусь в незнакомый дом своего я» тут очень в точку.

Особое место занимает тема иллюзорности выбора, из-за того, что многое нам навязано модой, рекламой или чем-то иным, но на самом деле многие из тех вещей, что мы покупаем, не являются необходимыми для нас. Мы часто приобретаем что-то только потому, что сейчас так носят или все этим пользуются. Да даже то, чем мы питаемся, тоже не без влияния извне выбирается. Вот зачем мне семена чиа нужны были? А потому что все вокруг твердили, какие они полезные. И мозг как будто отключается, а ты следуешь за толпой.



Есть в книге интересные мысли, есть новизна, так как здесь иной угол зрения встречается, но имеются и совсем прописные истины. Какие-то идеи и мысли перебегают из эссе в эссе, повторяясь в разных темах, и по ним можно вычислить, что же волнует автора больше всего. Это несвобода, которая выражается по-разному: зависимость от общественного мнения, необходимость находится в рамках, установленных обществом, «кредитное рабство», «наркомания потребителей», понятие «надо» (вопрос - кому?), скованность обязательствами, ответственностью, материальными проблемами и т. д. и т. п. Большинство зарисовок сводится к вопросам свободы человека, его пути к себе, к понимаю, кто он и чего на самом деле хочет.

С чем-то соглашаешься, а с чем-то не можешь согласиться. Вот я, к примеру, точно не согласна с тем, что счастья нет. Оно есть. Я точно знаю. Но тут сложно, ведь у каждого свой ответ на вопрос, что такое счастье. И что нужно для счастья. Тут дело ясное, что дело тёмное - что одному за счастье будет, другого совсем не устроит. И всё же оно есть. Как и любовь. Зато мы с автором на одной волне в вопросах фанатичности, как и он, сталкиваясь с проявлением фанатизма, испытываю дискомфорт и недоумение, поэтому размышления автора о причинах и природе этого страшного и странного явления мне очень близки.

Вот такая книга мне попалась на полках «Гипериона». Любопытно было сравнить свой взгляд на различные вещи с мнением абсолютно чужого, совсем незнакомого человека. Да, я так и не нашла никакой информации о том, кто же такой этот Артур Риннэ. Загадочно.



Гиперион, Книги

Previous post Next post
Up