Обзоры Натальи Першиной. "Три шага на Данкартен"

Jan 22, 2023 17:00


И ранние обзоры тоже начнём выгружать потихоньку. Вот, например, ноябрьский от Натальи Першиной.

Владимир Васильев
«Три шага на Данкартен»

Сегодня хочу рассказать о книге, взятой с одной из полок «Гипериона». Вот так ходишь, смотришь на корешки книг, и вдруг взгляд за что-то цепляется. Так у меня в руках оказался фантастический роман «Три шага на Данкартен» Владимира Васильева. Прочитав аннотацию, но особо не листая, решила, что это надо прочитать.



Издательство "T8 RUGRAM", 2021 год, формат 60x90/16, 344 страницы.



С творчеством Владимира Николаевича Васильева я была знакома по его совместной работе с Сергеем Лукьяненко над "Дневным дозором" и по участию в популярном межавторском цикле "S.T.A.L.K.E.R. ", который выпускало издательство "АСТ" в одноименной серии. Также перу автора принадлежит известный цикл "Большой Киев", рассказывающий альтернативную историю Киевской Руси в жанре технофэнтези. Васильев является лауреатом ряда российских литературных премий в области фантастики. Так что определенные надежды на взятую книгу появились у меня сразу.

Книга рассказывает о приключениях двух врагов на забытой цивилизацией планете Данкартен, куда один из них, Тедди, попадает, спасаясь из окружения вражеских космических катеров. Приземлившись на землю, он понял, что оказался на одной из когда-то колонизированных землянами планет, общество которой постепенно деградировало до уровня Средневековья. Уйдя от одной войны, Тедди оказывается втянут в другую - противоборство между двумя местными королевствами. Второй же, Юрий, прибывает на Данкартен позже и по другой причине. В итоге столкновение двух великих космических сверхдержав происходит уже не только на просторах Вселенной, но и на одной очень далёкой и уже забытой планете. Но мог ли кто-нибудь из соперников предположить, что их ждёт в итоге? Вряд ли.

"Три шага на Данкартен" показались мне своеобразным авторским экспериментом. Сначала я обнаружила, что автор назвал своё творение видеобоевиком. Покадровый стиль в начале и общая кинематографичность всего произведения объясняют авторскую характеристику романа как видеобоевика. Этот текст сам задаёт читателю высокий ритм, который практически на протяжении всей истории не падает. Как фильм смотришь, только картинки крутятся не на экране, а в голове. Потом, уже в процессе чтения, выяснилось, что три части-повести романа здорово отличаются друг от друга и по содержанию сюжета, и по стилю написания. Первая и третья части действительно написаны как сценарий, ёмко, сцена следует за сценой, мало описаний и внутренних монологов, во главе угла стоят действие и динамика. Мне это напомнило о таком жанре, как ЛитРПГ. Из приключений, что произошли с главными героями на планете Данкартен, вышла бы неплохая компьютерная игра. Такие элементы жанра как герой-попаданец и своеобразная прокачка персонажа здесь имеются. И задача идёт за задачей - вроде бы справился с одной, а за ней следующая сразу подтянулась. И следующая. И ещё одна. Этакая цепочка из заданий выходит. Первая и третья повести похожи по стилю и языку, но всё же чувствуется, что последняя написана более вдумчиво, язык повествования богаче, действие насыщеннее и интереснее. Если первая часть является этакой смесью космической фантастики и исторического приключения, то третья - это ещё и научная фантастика. Средняя же часть совсем другая. Это более сложная история, вскрывающая детали далекого прошлого планеты. Здесь на авансцену выходит другой герой, Юрий, шпион державы Пеломен. В этой части автор закрывает некоторые вопросы, возникшие ранее, рассказывает историю описываемых миров и колонизации планет, объясняет почему сложились абсолютно земные условия на самых далёких планетах, раскрывает происхождение названий - вселенная Данкартена обретает целостность.

Оказалось, что такие различия у трёх повестей, составляющих роман, кроются в истории его создания. Дело в том, что роман писался с большими временными промежутками, и сначала были написаны первая и последняя части, а вторая была включена в произведение только через восемь лет:
1. Без страха и упрёка (Вояджер-раз), 1989 год
2. Данкартен далекий и близкий (Вояджер-полтора), 2000 год
3. Огнём и мечом (Вояджер-два), 1992 год

Причем "Без страха и упрёка" - одно из самых первых произведений автора, он писал эту повесть, когда ему было всего 22 года, отсюда и такой простой и бесхитростный сюжет в духе лёгких приключенческих романов, где используется такой классический набор, как борьба со злым узурпатором, поддержка настоящего наследника, которому приходится партизанить в лесах, неоднократное спасение прекрасной принцессы, битвы и подвиги, сокрушение врагов… Романтика, одним словом.
Любопытна и история издания романа. В 1991 году была опубликована первая повесть в сборнике, выпущенном частным волгоградским издательством "Товарищество "Атом". В 1992 году в сети была опубликована версия из двух повестей под названием "Два шага на Данкартен". В 2001 и в 2004 (в авторском сборнике) годах АСТ выпускало издания, содержащие уже три повести - "Три шага на Данкартен". И наконец в прошлом году в "T8 RUGRAM" вышло переиздание полной версии романа. То самое, что я держала в руках.

Так сложилось, что в целом роман стал не только большим жанровым экспериментом, но и иллюстрацией становления автора. Три части получились такими разными, что и впечатление от книги неоднозначное. Тройственное. Первая часть показалась чересчур наивной и простенькой, но зато она очень драйвовая. Вторая понравилась своей продуманностью, интересной интригой и прорисованностью мира. В третьей были и плюсы, и минусы: в этой части вернулась бешенная динамика, добавилось столкновений и усилилась интрига, однако окончание вышло сумбурным, видимо из-за желания автора ещё больше взвинтить темп, как того требует кульминация, а тот и так был весьма высок. Не могу сказать, что этот жанр мне близок, космические боевики я читаю редко, про данную книгу скажу, что "жанровая смесь" Васильева получилась занимательной. Но жаль, что настолько не ровной. Мне кажется, что если бы автор не просто дописал вторую часть, а полностью переработал роман, то получилось бы отлично. Зато у книги посыл очень хороший. Читала о том, как всё закончилось, и завидовала белой завистью.

Хочется отметить высокое качество издания: твердая глянцевая обложка, белая плотная бумага, четкий крупный шрифт, отсутствие опечаток.

Стоит на полке над бочкой с картами, заглядывайте!

Гиперион, Архив, Книги

Previous post Next post
Up