Средневековье - эпоха темная, страшная и очень долгая. Тем не менее, именно это долгое и страшное Средневековье очень часто романтизируется и представляется в приключенческой и фэнтези литературе чудесным временем, где балом правили бесстрашные рыцари, прекрасные дамы и справедливые сюзерены, которых обожали их верные подданные. Тысячи романов, идеализирующих эпоху Средневековья, уже написаны, пишутся и будут писаться. Всё это очень красиво, но как же далеко от истинной картины жизни в те времена… Так какое же оно было на самом деле?
Это тот вопрос, на который можно ответить лишь общими фразами. Средневековье разное. Оно менялось медленно, но верно. Лично я заинтересовалась этой эпохой после того, как прочитала "Проклятых королей" Мориса Дрюона. Именно этот цикл исторических романов стал для меня знаковым и определил границы моих интересов: Франция XIII - XIV веков. Однако, чтобы понять процессы, происходящие в политике, социальном и общественном устройстве Французского государства в те времена, мне пришлось познакомиться с общей историей Средневековья, а затем уже взяться за труды Йохана Хейзинги, Мишеля Пастуро, Жака ле Гоффа, Жака Мадоля, Жана Маркаля, Жана-Анри Руа, Жан Фавье и других европейский медиевистов. От общих тем к конкретным. От "Осени Средневековья" и "Символическая история европейского Средневековья" к биографиям, отдельным событиям и аспектам жизни. И вот на полке "Гипериона" я вижу книги из серии "Страдающее Средневековье". Что-то из них я уже читала, что-то стоит на книжных полках у меня дома. А вот летняя новинка в виде изданной в красочном издании монографии Ольги Тогоевой мне пока не попадалась. Взяла, прочитала, а теперь рассказываю о книге "Истинная правда. Языки средневекового правосудия".
"О сколько нам открытий чудных готовит… " серия "Страдающее Средневековье"! Современному человеку всё то, что разбирает в своей книге Ольга Тогоева может показаться абсолютной дикостью. Пытки, длительные заточения на хлебе и воде, странные судебные ритуалы, символические образы, к которым прибегали при составлении портретов преступников, суеверия, религиозная одержимость, вера в нечистую силу и реальность сделок с дьяволом, придуманные приметы для якобы ведьм и прочее, прочее, прочее, что сейчас мы называем мракобесием, в XIV - XV веках было обычным содержанием судебных процессов. Тогоева рассказывает о том, как менялась судебная система в то время, как проходила его реформа, как к процессам начали привлекать первых адвокатов, как формировался образ судьи и само законодательство. Но своей задачей Ольга Игоревна ставила не просто рассказать о том, как проходили судебные процессы, она попыталась ответить на вопрос, "чем же была та самая истинная правда, которую искали для себя люди Средневековья". За основу для своего исследования автор взяла материалы регистра Шатле Алома Кашмаре, а также несколько громких процессов, которые выбивались из череды обычных дел не только личностями обвиняемых, но и тем, как они велись.
Сначала Ольга Тогоева подробно останавливается на проблемах, связанных с тем, что представляли собой преступники прошлого, чего они боялись, как воспринимали себя в одиночестве, отрезанными от общества, ведь средневековый человек не мыслил себя отдельной единицей вне некоей микрогруппы, будь то семья, друзья, коллеги и т.п. Проблема особого восприятия физической боли. Проблема потери социального статуса. Автор подробно разбирает процесс превращения субъекта отношений в объект, но при этом отдельно описывает случаи борьбы некоторых личностей за себя и своё право, как свидетельства подлинных переживаний обвиняемых. В это плане очень показательны два случая, на которых Тогоева останавливается отдельно, дела Флорана де Сен-Ло и Марион ла Друатюрьер - истории любви и страсти, что могли бы стать сюжетом для исторических любовных романов. А, кстати, может и стали. Но об этом история умалчивает.
Далее рассматриваются стратегии поведения самих судей, их отношения к конкретному обвиняемому и конкретному процессу, как ими создавался образ "злодея", как применялся шаблон сказочных сюжетов к составлению дела и составлению протоколов. Конечно не сознательно. Но мы же помним, что это время, когда символизм играл главенствующую роль, а суеверия таковыми вовсе не считались. Это было в голове. Нужно было подвести всё к существующей системе - системе символов.
Для меня самой интересной частью стали главы, посвященные процессам Жанны д’Арк и Жиля де Ре. Вот здесь все ходы, все хитрости, все обвинения, которые только можно было присовокупить к деяниям Орлеанской Девы и знаменитого маршала, представлены во всей красе. Очерняли героев Франции очень умело, используя всё, что только можно и даже то, что нельзя. Например, в списке д’Эстиве, состоящем из семидесяти статей, были обвинения в проституции, несмотря на то, что девственность Жанны неоднократно подтверждалась. Также при исполнении приговора были нарушены процессуальные нормы и допущена грубейшая ошибка, что уже через 25 лет позволило провести другой процесс - по реабилитации героини Франции.
Далее Тогоева рассказывает о ритуалах, которые сопровождали судебные процессы, вынесение приговоров и казнь. Например, публичное покаяние или передача приговоренного к смерти палачу. Это тоже язык средневекового правосудия, который был понятен не только участникам процесса, но и обычным людям, что приходили поглазеть на такое популярное "развлечение" как казнь. А заканчивает автор своё исследование главой "Право на ошибку", в которой говорит о том, что же ждало судей, вынесших несправедливый приговор.
Сложная книга? Нет. Конечно, это не науч-поп, где пишут более просто и часто вставляют в текст чисто развлекательные фрагменты. Возможно кому-то могут показаться притянутыми за уши рассуждения о фольклорном построении "сюжетов" средневековых процессов. Или, что очень уж много места отдано сказочным и мифологическим сюжетам, как основам для сравнения персонажей этих сказаний с героями реальных процессов. Но это часть теории, которую выстраивает и объясняет медиевист Ольга Тогоева в своем исследовании. Лично мне очень понравилось. Было крайне познавательно. Всем интересующимся эпохой позднего Средневековья однозначно рекомендую.
И об издании: твердый переплёт, формат 70х90/16, офсетная бумага, в середине вкладка с иллюстрациями. Цена: 780 руб.