О началах науки

Jan 14, 2024 14:29

Почему наука как опытное познание мира появилась в Европе, но не в Древней Греции, Китае, России? Предпосылки были и там. Но предпосылок мало, нужен фундамент. Фундаментальное мировоззрение относительно этого самого мира, который требуется познавать. А оно было разное ( Read more... )

Leave a comment

Comments 67

evgeniirudnyi January 14 2024, 12:00:28 UTC
Если можно, общий вопрос к объяснениям. Как бы сказали, что такое объяснение и как отличить правильное объяснение от неправильного.

Reply

hyperboreus January 14 2024, 12:27:21 UTC
В каком контексте?

Reply

evgeniirudnyi January 14 2024, 12:34:24 UTC
В контексте вашего объяснения в заметке. Или то, что вы сказали, не является объяснением?

Reply

hyperboreus January 14 2024, 14:40:59 UTC
Хочется думать, что является )
Потому что проливает свет на некое положение дел.
Конечно, не является исчерпывающим, можно поискать и другие факторы.
А если вы считаете, что это объяснение ложное, тогда приводите контраргументы, посмотрим )

Reply


timur0 January 14 2024, 13:38:51 UTC
>>Бог творит разумом, а потому созданный им мир рационально устроен и может быть постигнут любым разумным существом.
>>Бог творит мир не по логическим законам, а по своему произволу, все в мире в каком-то смысле случайно

Не противоречит ли первое второму?

Reply

hyperboreus January 14 2024, 14:42:21 UTC
Нет, потому что его произвол тоже ограничен логическими законами, например он не может создать нечто противоречивое, например круглый квадрат.

Reply

evgeniirudnyi January 14 2024, 14:46:13 UTC
По этому поводу схоласты кстати спорили. В данном случае оба возможных ответа нехороши, поскольку согласие ведет к ограничению всемогущества Бога, отрицание же к невозможности понять тот другой мир, созданный вне законов логики.

Декарт, кстати, в конце концов поставил на всемогущества Бога - он считал, что Бог в состоянии создать мир, в котором 2+2 было бы равно 5.

Reply

hyperboreus January 14 2024, 14:54:18 UTC
По этому поводу схоласты кстати спорили. В данном случае оба возможных ответа нехороши, поскольку согласие ведет к ограничению всемогущества Бога,//

Спорили, верно. Но я полагаю, победила именно та точка зрения, что я озвучил, ибо только она ограничивает Бога так, чтобы могло возникнуть научное познание мира.

он считал, что Бог в состоянии создать мир, в котором 2+2 было бы равно 5//

Это, кстати, не его оригинальная позиция, а Оккама. Но заметьте, мог бы создать, но не создал. Ибо был бы тогда злокозненным демоном.

Reply


egovoru January 14 2024, 14:14:23 UTC
A как обстоит дело у иудеев и мусульман?

Reply

hyperboreus January 14 2024, 14:47:32 UTC
Обширный вопрос ))
Если кратко, теология иудеев ближе к апофатике. Они даже имя Б-га полностью не пишут, оно скрыто.
У мусульман некоторое время развивалась рационалистическая теология, но греческого типа, поэтому Авиценна, например, считал, что Бог творит мир с необходимостью. Потом и эту лавочку прикрыли, осталась только догматика.

Reply

egovoru January 14 2024, 14:57:32 UTC
Получается, дело не в монотеизме как таковом, а в наличии у Бога свободы воли?

Reply

hyperboreus January 14 2024, 16:36:52 UTC
Монотеизм сам по себе мало что объясняет в этом случае, это да.

Reply


kak_mo_mak_2 January 14 2024, 14:30:34 UTC
Не увидел здесь науки= собственно. Область знаний?= да. Знаний истинных?= а кто сказал, что истинных. Только математика= наука= основана на АКСИОМАХ.

Reply

hyperboreus January 14 2024, 14:42:47 UTC
Математика не наука, а язык. Кажется, это общеизвестно.

Reply


9vlasovetz55 January 14 2024, 16:06:56 UTC
.......

И, далее...

Кмк, вы не закончили
Кто и где конкретно всё это фиксировал, озвучивал, доказывал , спорил

Reply

hyperboreus January 14 2024, 16:38:50 UTC
В смысле, вам нужны имена мыслителей? )
Платон, Плотин, Прокл, Дионисий Ареопагит, Дунс Скот... Много их.. ))

Reply

9vlasovetz55 January 14 2024, 18:06:40 UTC
Не совсем.

Я в организационном смысле.
Школа, университет, центр.

Мало ли в Греции платонов...всех и не сосчитаешь...

Reply

hyperboreus January 14 2024, 19:03:57 UTC
В Греции были философские школы и интеллектуальные центры.
В средневековье были и монастырские центры, и университеты.
Все было ))

Reply


Leave a comment

Up