Цена на водку как показатель развития страны - 6

Oct 21, 2023 20:58


Через много-много лет «по просьбам трудящихся» решил наконец закончить этот свой фундаментальный научный труд. Кто не читал первые пять глав этого труда - тег «водка».

Поскольку, по мудрому утверждению на расширенном Пленуме ЦК КПСС Генерального Секретаря Л.И. Брежнева, советский народ неожиданно перескочил в неведомую даже классикам марксизма-ленинизма, но открытую явно их превзошедшими за эти года советскими философами, стадию, а именно из простого социализма в социализм развитый, то это немедленно отразилось и в ценах на водку.

Простой «коленвал» по 3,62 из торговли как-то постепенно исчез, зато новой формации советских людей было предложено испробовать сразу два новых чудесных напитка: водку «Старорусская» по 4,12 и водку «Русская». Но поскольку в Старой царской Руси по классикам жить было всё же хуже, чем в Новой социалистической Руси, та стоила на двадцать копеек дороже, 4-32 (Водка «Экстра» уже вообще канула в небытие, а «Русская» при исправлении партией своей незначительной ошибки скоро начала стоить 4,42). И, тут надо признать, качество водки «Русской» в первое время было лучше, чем ставшей популярной в народе «Старорусской». Продолжалось такое года два. Однако, судя по ценам на водку, советский народ совершил новый скачок: «Старорусская» совсем исчезла из продажи, а «Русская» по 4, 42 осталась самой дешёвой в ассортименте водок и наливок, при этом потребителей своим качеством радовать перестала, иногда от слова «совсем». Новый скачок цен на водку огорошил советских людей сразу двумя инновациями, но обе били их прямо под дых.



Первая, казалось бы, не совсем была страшная: залоговая цена на пустую бутылку была увеличена с 12 до 20 копеек. Казалось бы, это не страшно, и даже способствует достойной жизни собирающих пустые бутылки старушек? Но не так всё оказалось просто: было опубликовано на четвёртых полосах центральных газет несколько статей, объясняющих это нововведение. Выяснилось, что поскольку по сравнению с 1913 годом зарплата возросла просто многократно, то и стало дороже перевозить эти пустые бутылки в цеха разлива, а вот если ты эту бутылку повредил - твоя вина. Ладно бы, водка. Но это коснулось и других излюбленных народом напитков: в частности, любимого нами, тогда студентами, младшими инженерами и научными сотрудниками, пива. То есть ящик самого дешёвого «Жигулёвского» начал стоить в магазине сразу на 1-60 дороже.

А поскольку лично я, совсем молодой инженер, тогда с вычетами получал  97-95 на руки и платил с них ещё кучу всяких обязательных тогда взносов, то рубль - деньги были существенные. Мы тогда повадились с друзьями играть в субботы по утрам в футбол, а после отмечать эти наши спортивные успехи у нашего друга в его профессорско-номенклатурной квартире его родителей (Кутузовский проспект, через дом проживает Л.И. Брежнев с семьёй, там и мемориальная доска ему и посейчас висит), которые благоразумно съезжали в эти дни на дачу. А поскольку «О спорт - ты мир!» и нарушать его традиции допингом глупо, мы пили после этого только пиво. Правда, его регламентированное количество ни в каких спортивных Хартиях было нам неизвестно, поэтому - сколько в кого влезет. Учитывая, что «Жигулёвское» тогда имело 2,8 градуса, а не теперешние 5, то влезало в нас, молодых спортсменов, тогда его очень много (наш личный рекорд с другом Серёгой на двоих - 27 кувшинов. По 1,5 литра каждый. С открытия и до закрытия пивной «Времена года» в ЦПКиО им. Горького, то есть с 9-00 до 23-00. И пьяными мы ни на минуту не были. О, где ты, молодость?).

Были собраны со всех деньги и посланы гонцы в магазин, по стечению обстоятельств располагавшийся внизу дома. Притаранили они два ящика пива - на такую ораву и пить там нечего! Потребовали у хозяина дома ведро, открыли пиво, и туда для пустых бутылок на сдачу на обмен слили. Ещё четыре рубля! А вот со вторым ящиком что делать? Хозяин пошёл в кладовку и нашёл там свою старую детскую ванночку для купания. Слили туда - но ещё четыре ящика туда же поместятся? Принесли ещё четыре и ещё один потом на сданную тару про запас. Зато все почти бутылки сданы!

Но вот как это пить? Но мы же советские инженеры: некоторые даже выпускники с отличием тех институтов, про которые в открытой печати не упоминают. Например: Физтех, МИФИ и, как ни странно, спецфакультет Академии Лесного Хозяйства в Королёве-Мытищах, про такие факультеты вообще никому, особенно ЦРУ и МИ-5 с Моссадом, знать тогда вообще не полагалось. Поэтому нашли у мамы хозяина клистир, оторвали оттуда длинную резиновую трубочку: посередине огромного дубового дедушкина круглого стола стояла табуретка, на ней стояла ванна, из неё для науки гидравлики шла эта трубочка, вокруг неё - все мы, спортсмены-футболисты.

Из этой трубочки со специальным медицинским зажимом согласно законам Бернулли и происходил налив пива в подставленные кружки, так что 60-ти литровая детская ванночка была нами вскоре опорожнена, и туда было влито ведро и ещё ящик пива из бутылок. Благословенные времена! Есть что приятное вспомнить!

Однако, при совсем уже пожилом и совершенно невменяемом по здоровью Ильиче стало происходить и совсем странное: водка «Русская» из торговли начала исчезать, незаметно перед этим начав стоить 5-30, зато появились очень вкусные водки «Пшеничная» и «Посольская» в экспортном варианте «с винтом», которые начали стоить уже 6-20, а невиданный никем ранее, разве что в валютной недоступной «Берёзке», 0,75 флакон «Пшеничной» с винтом - уже и целых 8-20, а потом для ровного счёта и вообще 10. Обычная же «Русская» по  5-30 в торговле стала бывать нерегулярно. Уловка состояла ещё и в том, что хотя за бутылку с тебя брали 20 коп, но сдать пустую посуду «с винтом» было крайне затруднительно и она выбрасывалась.

Тут и появился этот знаменитый стишок, его вариаций была масса, но запомнился он мне так:

Стала водка шесть и восемь -

Всё равно мы пить не бросим!

Передайте Ильичу -

Нам и десять по плечу!

Ну а если будет больше -

То мы сделаем, как в Польше!

Но тут у советского народа, к его великой скорби, как писал подпольный поэт Морис, «на заводе Лихачёва приключилася беда» - умер наш дорогой Леонид Ильич! Пришёл на должность Генсека не менее дорогой всем советским людям председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов, и вот тут с водкой и ценами на неё началась уж совсем странная чехарда!





водка, история

Previous post Next post
Up