Про туристов

Jun 29, 2023 19:03

1.

Жене очень жаль погибших на "Титане" туристов. А вот мне их не жалко, разве что пацана: их неоднократно и многие предупреждали, что дело это небезопасное и батискаф этот конструктивно подозрительный, но они ради адреналина и из любопытства всё же заплатили немалые деньги, чтобы закончить жизнь именно так. Это их выбор!

Впрочем, я и сам неоднократно рисковал жизнью и тоже тонул раза три, когда ты, не турист, а профи, понимаешь, что всё и спасти тебя могут лишь грамотные действия и счастливый случай, поскольку Господу в данной ситуации дела до тебя нет. Работа такая у нас тогда была и сами мы на неё подписались.

Жалко ли мне погибших альпинистов, чьи тела сотнями устилают маршруты на вершину Эвереста? Нет, по большому счёту: они долго тренировались и были к такому морально готовы. Это их выбор!

Знаком я с несколькими весьма известными путешественниками, которых вечно заносит то в неимоверные джунгли, то на вершину шеститысячника, то на полюса. Но они профи, а не туристы, работа у них такая и это их выбор.

А вот туристов подобных я не люблю. Сталкивался с такими и даже несколько раз их спасал, добросовестно, но без особого энтузиазма - они сами полезли куда не надо, а вот во время их спасения нередко погибают совершенно невинные хорошие люди, тоже такие случаи знаю. А с них, как с гуся вода и угрызений совести они потом особых не испытывают, а считают это весёлым приключением.

Расскажу я вам про парочку таких случаев, про мои давние встречи с подобными туристами.

Один такой случай, впрочем, мной уже некогда описан.

https://hydrok.livejournal.com/12710.html

2.

Мой друг начальствовал в самом начале девяностых полярной станцией на реке Яне, где некогда временами базировался и я. Времена довольно голодные, по припасам, топливу и запчастям герои-полярники выживают пока, но с трудом - осеннего завоза почитай, что и не было.

И вдруг получают они радиограмму: мимо вашей станции пройдёт по зимнику пробег на снегоходах в честь чего-то там. Принять и всем им помочь.

Ребята обрадовались: всё же развлечение и новые люди! И действительно, приезжает караван этих туристов. Парочка снегоходов у них немыслимые тогда по деньгам японские, а пара - наши Бураны с нартами. Приняли они их как родных, наготовили всяких вкусностей из последних запасов, распечатали нз спирта. Те всё сожрали и выпили и завалились спать, даже и не поговорить с ними толком. Да и народ такой оказался: щеки дуют, мы, дескать, по заданию правительства в честь юбилея путешествуем по вашим диким местам и поход наш героический освещает отечественная и мировая пресса.

Вот что этот бред ребятам слушать: эти пижоны с комфортом путешествуют, а они так третий год здесь выживают, даже в отпусках не были, ибо денег полярникам тогда не платили.

А утром началось: дайте еды, бензина, масла, запчастей. И вот ещё: один наш Буран сломался, так что мы забираем ваш, а рухлядь эту чините сами! Приказ Управы - отдать.

Уехал этот пижонский караван прославлять в прессе немыслимый героизм россиян. А на полярке народ привычно ходил на рейку и стоял на вахте, только теперь ни на рыбалку ни на охоту за столь нужной едой им не съездить - нет у них Бурана. Что даже по технике безопасности категорически не положено. А случись что нехорошее?

Вот же сучьи туристы, мать их так!

3.

Мы в тот год в мае чуть не три недели жили в гостинице посёлка Чокурдах, ждали вездехода из Белой Горы (по зимнику на реке 400 вёрст, а там нам ещё 200 до полярки в устье реки, а потом ещё 30 и 20 пешком по морю с работой, там торосы и никакой вездеход в мире там не проедет).

Всякие соседи в гостинице были. А один так вообще оказался знаменитейшим, как он нам представился, в мире путешественником. Короче, всякие Туры Хейердалы, Яцеки Палкевичи и Димы Шпаро перед ним - как пионеры перед секретарём обкома, ну а мы (один из нас вообще седой как лунь полярный волк) - как октябрята перед секретарём комсомола. Прямо дитя порочной страсти знаменитых Стэнли и Ливингстона!

А поскольку путешествовать он решил в этот раз не в Африке, а в Арктике, то тогда Нансена и Амундсена, пусть они к концу жизни сильно друг друга и недолюбливали (мои предположения: Нансен был просто святым, а Амундсен с возрастом оказался отродьем диавола, хоть исследователь и великий). И этот странный перец нам говорит, что он всемирно известный - но никто из нас про него не слышал, хотя советские люди и довольно дикими были тогда, а у этого нашего согражданина (в тот год иностранцев туда ещё не пускали никак) финансирование этого его великого одиночного похода идёт по его словам от немцев и журнала National Geographic, а там тогда денег вагон был и платили они за экспедиции с фото не много, а очень много.

Цель этого его одиночного похода оказалась поразительной и небывалой: решил он пройти от Индигирки до Оленька. Причём по морю. На собаках. Один. Но о таком даже местные русскоустьинцы, потомки казаков-первопроходцев, никогда не слышали и такого не делали. А вот он решил сделать. На все скептические замечания опытных людей, что делать такое глупо и незачем, да и погибнет он, этот гений дальних странствий лишь презрительно корчил рожи. Неприятный человек! Вот я бы такого в свою экспедицию никогда бы не взял! Более того: выяснилось, что опыта работы с ездовыми собаками у него нет. Впрочем, у нас этот опыт тоже был лишь по Джеку Лондону, но мы же и подобное делать не собираемся?

Купил он для своего похода у местных эвенов штук пять или шесть этих собак и содержал их у реки в вольере. Пошли мы посмотреть на этих внуков Белого Клыка: существа оказались довольно тощие и какие-то облезлые. То ли он их откармливал плохо, то ли продали ему самые собачьи отбросы, никто свою хорошую собаку чужому идиоту в этих краях ни за что не продаст.

В конце концов приехал наш вездеход и мы отправились по своим делам, а это чудо тоже должно было начать свой эпохальный и небывалый поход. Так что конец всей этой истории узнали мы только в конце июня уже после ледохода, когда прилетели туда вновь. Уехал он на своей упряжке - и пропал. Недели через две его начали искать. По предположениям, он за это время всё же несколько сотен километров пройти должен был, так что искали его где-то ближе к Яне. Потом из Тикси подняли полярную авиацию: та искала его больше среди торосов в прибрежной полосе. Потом его нашли, а задействованы были в этих поисках десятки людей. И нашли с вертолёта по дыму. Но в совершенно необычном и неожиданном месте: было там заброшенное охотничье зимовье, но от устья реки совсем близко, вот там его никто не искал. Плавника там была масса, так что с дровами проблем нет - да и не так уж холодно в этих краях в мае, уже солнышко греет.

Сидит этот великий путешественник в зимовье и ждёт, когда его спасут. И еда у него оказалась: он, сытая сволочь, плюнув на свой поход и сожрав всю свою и собачью еду, как раз предпоследнюю свою собаку доедал, так что ещё какое-то время до лета продержался бы, а там, глядишь, до этого зимовья и кто из местных рыбаков доплыл бы на лодке.

А если честно: вот зачем его так героически и так задорого спасали, туриста этого? Без таких мир чище будет. Хотя и положено так, но вот зачем? Плохой он был человек!

Имени я его не помню и больше про него я ничего не слышал, про этого мерзавца-туриста. Да и слава Богу!


люди, Арктика

Previous post Next post
Up