Я собиралась пойти на трансляцию “Весёлой вдовы” с Рене Флеминг, которой восхищаюсь, но так и не выбралась. Хотела послушать “Сказки Гофмана” с Григоло, к которому отношусь очень тепло, но не смогла одолеть свой сплин и небольшую простуду. Скорее всего, не добралась бы и до “Иоланты”, ибо после обеда всё громче заявляло о себе нежелание выползать из дома, но по моей карте были забронированы билеты для знакомых, и чувство долга победило.
Оно, однако, не помогло мне совладать с “Иолантой”: спектакль был никаким в целом и разочарованием в некоторых фрагментах. Я люблю в этой опере отдельные номера (как ни странно, большую часть номеров), но в единое целое она в моём музыкальном сознании не клеится. А здесь даже хиты были не на высоте, причём в исполнении даже таких, казалось бы, беспроигрышных вариантов, как Алексей Марков. Главные герои спели просто “на уровне”, но без блеска, как-то дежурно. Скучно. Тановицкого заменили Банником: замена скорее со знаком “плюс”, но и Банник не поёт.
Зато меня совершенно захватил “Замок”, музыкально ошеломил настолько, что за выходные я раз пять или шесть послушала оперу целиком, не считая безумного количества фрагментов, позволяющих выбрать то, что нравится. Впечатление на грани безумия: начинаешь слушать с любого места и не оторваться до самого конца. Так бывает с некоторыми книгами, а с музыкой, по-моему, в первый раз.
Постановка в духе современного психологического триллера усиливает музыкальную напряжённость и придаёт спектаклю эмоциональную целостность и глубину. Михаил Петренко покорил меня и вокально, и драматически масштабами и бездонной сдержанностью созданного образа. Венгерский язык так органично дополняет музыку, что трудно представить, что с этой музыкой мог бы быть какой-то другой.
Воем Нади Михаэль я не прониклась, и, хотя до этого я не слышала оперу ни целиком, ни фрагментарно, к её концу у меня сложилось точное представление о том, какое исполнение Юдит я хотела бы слышать. Вернувшись домой, нашла 100-процентное попадание в рождённый моим сознанием вокальный образ. Запись с Иштваном Ковашем (István Kovács) и Кларой Колониц (Klára Kolonits) сделана, кажется, как телефильм, и поэтому оркестр на ней записан не так ярко и выразительно, как на аудиозаписях, которые я смогла найти (мне ещё понравилась с Каталиной Кача (Katalin Kasza), Георгием Мелишем (György Melis) и Яношем Ференчиком (János Ferencsik), но меньше). Тем не менее по совокупности именно это исполнение затягивает меня так, что не оторваться. Бас и сопрано нравятся мне больше других комбинаций, и завораживает разговорный пролог, который в записях часто опускают.
Click to view
P.S. На “Деву озера”, по идее, тоже надо ползти.