За праздники я два раза сходила в Мариинский театр (на старую сцену). Это в некотором смысле событие уникальное, потому что хожу в театр регулярно, но совсем нечасто. Потому что два похода в театр за неделю для меня - в определённом смысле чрезмерное душевное напряжение. На утреннего “Дон Кихота” билеты были куплены ещё полгода назад, а “Свадьба Фигаро” образовалась стихийно. И так замечательно!..
Это, пожалуй, первый оперный спектакль в Мариинке, когда не было ни одного исполнителя, который бы мне откровенно не понравился и которого я хотела бы заменить. Всех в каждом фрагменте было слышно. Совершенно изумительная классическая постановка, когда Фигаро - в панталонах, граф Альмавива - в напудренном белом парике, дамы - в кринолинах, узнаваемые интерьеры и декорации. При этом всё и все очень живые, естественные, а не пронафталиненные и покрытые ветхостью и пылью веков. В очередной раз с глубоким сожалением подумала о том, как я скучаю по таким традиционным оперным постановкам, как мне их не хватает, как меня напрягают многие режиссёрские эксперименты.
Не могу сказать, что шла на спектакль из-за Абдразакова, но, конечно, была очень счастлива его наконец-то услышать. Комментарии излишне - Фигаро захватывает с самых первых слов, измеряя их комнату с Сюзанной комнату. Великолепный, мягкий, обволакивающий бас. Драматически абсолютный Фигаро! Сюзанна-Аида Гарифулина обворожительна, очаровательна, легка, молода! Сергей Романов (граф Альмавива) и Татьяна Павловская (графиня Розина) ничуть не разочаровали. Приятным сюрпризом оказались Ирина Шишкова в партии Керубино и Кира Логинова в партии Барбарины. Оркестр, как, по-моему, всегда у Агреста, был немного вязок и зануден, не отличался моцартовской резкостью, остротой, энергичностью, но звучал вполне достойно. В целом, это было прекрасно!
“Дон Кихот” - конечно, один из тех балетов, которым можно начинать знакомство детей с этим искусством. Зажигательный, с красивыми декорациями и костюмами, захватывающий и естественно понятный по музыке и хореографии.
Всё было, наверное, не выдающимся, но очень достойным и сбалансированным. Впечатляющие кордебалетные сцены и характерные танцы. Запомнились цветочницы, очень симпатичным показался Базиль Андрея Ермакова, очень впечатлил Эспада Камиля Янгуразова, и ещё я тайная поклонница Екатерины Кондауровой. Воскресным настроением был восторг! Впрочем, и у Скорик, хотя я знаю, что балетные её не жалуют, я не увидела никакого криминала (впрочем, здесь не поручусь).
На утренние спектакли, насколько я понимаю, тем более в уже начавшийся туристический сезон, ходит относительно случайная публика. Но мне фантастически везёт: не припомню случая, чтобы мне действительно мешали соседи. И на “Фигаро” (бель-этаж), и на “Дон Кихоте” (первый ярус) всё было в полном порядке. На “Дон Кихоте” рядом с нами сидела молодая пара (такое ощущение, лет по двадцать пять), которая в первом антракте оживлённо обсуждала, кто есть кто в первом действии, и всерьёз пыталась выяснить друг у друга, кто же из появившихся - Дон Кихот, а кто - его помощник (имя Санчо Пансы они выговорить, кажется, не могли).
В очередной раз убедилась, что в буфетах бель-этажа продаётся только дорогущее французское шампанское, а в буфетах первого яруса есть и доступное советское. Чудеса!..
После “Дон Кихота”, топчась на автобусной остановке около новой сцены, поймала себя на мысли, что это удивительно - приходить в Мариинский театр, как домой, ощущать себя там свободно и уютно, чувствовать, что всё - до боли родное и такое знакомое: гардеробщицы, буфетчики и капельдинерши