«Аида» из Мет. 15 декабря 2012

Dec 17, 2012 23:41


Возможно, я прослыву косным ретроградом, законченной мещанкой или человеком с дурным вкусом, но мне нравится монументальная постановка «Аиды» с лошадьми, колесницами, многочисленным войском, египетскими статуями и храмовыми колоннами во всю сцену, с настоящей гробницей, в которой умирают заживо погребенные Радамес и Аида. Со всем тем, что не вызывает сомнения по поводу того, где происходит действие и с кем. А когда еще музыкальная часть такая, что я готова не просто простить статичность постановки двадцатилетней давности, но вообще ее не замечаю, то это просто настоящий праздник.





В этот раз звук был замечательный: слышался как раз со стороны экрана, спереди, и вполне сбалансированно (я поняла, в чем была одна из проблем «Балом-маскарадом»: звук окружал со всех сторон, как в обычном кино, и это создавало ощущение громыхания, каковым, собственно, и было).

Всем героям удивительно на пользу пошли крупные планы: Аида-Монастырская, Амнерис-Бородина и Радамес-Аланья поразительно достоверно играли глазами при очень ограниченных движениях по сцене. А уж Амнерис-Бородина так сверкала глазами, смотрела таким испепеляющим взглядом, что у меня даже мурашки по коже пошли, до чего страшно. Казалось, еще мгновение, и в дуэте Tu la sorte dell’armi она просто вцепиться в Аиду со всей присущей ревнующим и отвергнутым женщинам жестокостью. Кроме того, крупные планы и отсутствие мельтешения по сцене дополнительно концентрировали на музыке.

Меня совсем неожиданно покорил Радамес Аланьи, чего я от себя (или от него?..) никак не ожидала. Я слышала его записи и всегда оставалась к его голосу и к нему самому равнодушной (хотя упрекнуть мне его никогда было не в чем: просто не мой певец). Но на последней ноте Celeste Aida, спетой таким нежнейшим pianissimo, что я просто обалдела (никогда я у теноров такого не слышала; Кауфманн - великий мастер piano, но он берет его по-другому), я сдалась. Потом не так часто, как хотелось, Аланья его использовал, но зато свободная драматичность, мужественность и харизматичность его вокала не оставили никаких сомнений в том, кто такой Радамес. А еще было совершенно необычно наблюдать за тем, как он поет: кажется, что совсем не напрягаясь, абсолютно. И пусть мне нюансов в Радамесе немного и не хватило, Аланья - замечательный, образованный, думающий певец. Я, пожалуй, стала его поклонницей.

Бородина, хоть и поет верхние ноты напряженно (хотя, думаю, напряженно все-таки по сравнению с собой прежней в большей степени, чем относительно общего уровня), звучала изумительно. Нижний регистр и, кажется, средний - очень хороши, свободны. И вообще уровень владения голосом очень высокий: восхищаться можно даже просто профессионализмом, но там в добавление к нему убедительный вокальный и драматический образ. 100-процентная Амнерис!

Людмила Монастырская... ну, я даже не знаю, что здесь говорить... это певица, которая может просто стоять на сцене и петь, и я перестаю замечать что-либо вокруг. Впрочем на крупных планах она драматически выглядела очень достоверно. Почитала отзывы про ее прошлогоднюю «Аиду» в Лондоне: одна из придирок состоит в том, что в ее пении недостаточно piano по сравнению с тем, что написано у Верди. Я пока не знаю, что там в партитуре, но среди сегодняшних певцов совсем немногие владеют такой техникой piano, а уж в сочетании со свободными переходами между регистрами, виртуозным diminuendo, мощным crescendo и объемным forte, легко перекрывающим оркестр и хор, - и подавно. Плюс к тому - красивый тембр на всем диапазоне. Плюс к тому: продуманность интонаций каждой спетой ноты, партия продумана и отточена до мелочей. O patria mia - это маленький музыкальный шедевр. Браво!

Мне не очень понравились дуэты Аиды и Радамеса: показалось, что они немного недорепетированы и голоса Монастырской и Аланьи не самым лучшим образом сочетаются. Но это уже так, занудное брюзжание...

Из остальных героев очень впечатлил Рамфис-Кочан: очень мягкий, красивый, мелодичный бас. Ну и, конечно же, хор. Хоровые фрагменты были полноправным и украшающим элементом опер. Разные мнения бытуют по поводу маэстро Луизи, но я в очередной раз даже в трансляции слышу, что оркестр под его управлением не аккомпанирует певцам, а играет: без штампов, клише, дежурностей, муторности и скукоты. Всегда находятся новые, выразительные интонации. Оркестровые фрагменты - тоже полноценное звено в создании музыкального пространства оперы.

Конечно, всегда можно сказать It could be better, но я вот после этой «Аиды», увольте, не могу...

P.S. Но, как всегда, не без ложки дегтя в нашем беспокойном королевстве. На этот раз дегтем стал паркинг в «Галерее». Я, конечно, давно знаю, что с логистикой и организацией автомобильного движения в нашей стране большие проблемы, идущие от пустой головы, но чтобы с опустевшей парковки в два часа ночи нельзя было выбраться в течение 30 минут, такого я не предполагала. Сначала мы, выйдя из лифта на своём уровне, совершенно не могли понять, где какая зона, потому что никаких указателей нет. С грехом пополам, пробегав туда-сюда минут десять, нашли свою синюю. Поехали по стрелочкам «Выход». Ха…. А выход, к которому ведут эти стрелочки, закрыт намертво и перегорожен отбойниками. Ни одного человека, ни одного указателя. Нам повезло: мимо нас проехала машина, водитель которой знал, где находится запасной выход. Следуя за ним, мы проехали по такому повороту, в который вписаться можно только с большим трудом (обшарпанная стена, которую, по всей видимости, задевали передним бампером неоднократно, это подтвердила). Худо-бедно, за полчаса мы оказались-таки на Лиговском проспекте.

P.P.S. Кто-нибудь может мне объяснить, почему на программке «Аиды» Амнерис?.. (вопрос? не подразумевающий ответа).

Аланья, Луизи, alagna, Верди, monastyrska, классика, Аида, verdi, luisi, Монастырская, metropolitan opera, Бородина, опера

Previous post Next post
Up