Возможно, я прослыву косным ретроградом, законченной мещанкой или человеком с дурным вкусом, но мне нравится монументальная постановка «Аиды» с лошадьми, колесницами, многочисленным войском, египетскими статуями и храмовыми колоннами во всю сцену, с настоящей гробницей, в которой умирают заживо погребенные Радамес и Аида. Со всем тем, что не вызывает сомнения по поводу того, где происходит действие и с кем. А когда еще музыкальная часть такая, что я готова не просто простить статичность постановки двадцатилетней давности, но вообще ее не замечаю, то это просто настоящий праздник.
В этот раз звук был замечательный: слышался как раз со стороны экрана, спереди, и вполне сбалансированно (я поняла, в чем была одна из проблем «Балом-маскарадом»: звук окружал со всех сторон, как в обычном кино, и это создавало ощущение громыхания, каковым, собственно, и было).
Всем героям удивительно на пользу пошли крупные планы: Аида-Монастырская, Амнерис-Бородина и Радамес-Аланья поразительно достоверно играли глазами при очень ограниченных движениях по сцене. А уж Амнерис-Бородина так сверкала глазами, смотрела таким испепеляющим взглядом, что у меня даже мурашки по коже пошли, до чего страшно. Казалось, еще мгновение, и в дуэте Tu la sorte dell’armi она просто вцепиться в Аиду со всей присущей ревнующим и отвергнутым женщинам жестокостью. Кроме того, крупные планы и отсутствие мельтешения по сцене дополнительно концентрировали на музыке.
Меня совсем неожиданно покорил Радамес Аланьи, чего я от себя (или от него?..) никак не ожидала. Я слышала его записи и всегда оставалась к его голосу и к нему самому равнодушной (хотя упрекнуть мне его никогда было не в чем: просто не мой певец). Но на последней ноте Celeste Aida, спетой таким нежнейшим pianissimo, что я просто обалдела (никогда я у теноров такого не слышала; Кауфманн - великий мастер piano, но он берет его по-другому), я сдалась. Потом не так часто, как хотелось, Аланья его использовал, но зато свободная драматичность, мужественность и харизматичность его вокала не оставили никаких сомнений в том, кто такой Радамес. А еще было совершенно необычно наблюдать за тем, как он поет: кажется, что совсем не напрягаясь, абсолютно. И пусть мне нюансов в Радамесе немного и не хватило, Аланья - замечательный, образованный, думающий певец. Я, пожалуй, стала его поклонницей.
Бородина, хоть и поет верхние ноты напряженно (хотя, думаю, напряженно все-таки по сравнению с собой прежней в большей степени, чем относительно общего уровня), звучала изумительно. Нижний регистр и, кажется, средний - очень хороши, свободны. И вообще уровень владения голосом очень высокий: восхищаться можно даже просто профессионализмом, но там в добавление к нему убедительный вокальный и драматический образ. 100-процентная Амнерис!
Людмила Монастырская... ну, я даже не знаю, что здесь говорить... это певица, которая может просто стоять на сцене и петь, и я перестаю замечать что-либо вокруг. Впрочем на крупных планах она драматически выглядела очень достоверно. Почитала отзывы про ее прошлогоднюю «Аиду» в Лондоне: одна из придирок состоит в том, что в ее пении недостаточно piano по сравнению с тем, что написано у Верди. Я пока не знаю, что там в партитуре, но среди сегодняшних певцов совсем немногие владеют такой техникой piano, а уж в сочетании со свободными переходами между регистрами, виртуозным diminuendo, мощным crescendo и объемным forte, легко перекрывающим оркестр и хор, - и подавно. Плюс к тому - красивый тембр на всем диапазоне. Плюс к тому: продуманность интонаций каждой спетой ноты, партия продумана и отточена до мелочей. O patria mia - это маленький музыкальный шедевр. Браво!
Мне не очень понравились дуэты Аиды и Радамеса: показалось, что они немного недорепетированы и голоса Монастырской и Аланьи не самым лучшим образом сочетаются. Но это уже так, занудное брюзжание...
Из остальных героев очень впечатлил Рамфис-Кочан: очень мягкий, красивый, мелодичный бас. Ну и, конечно же, хор. Хоровые фрагменты были полноправным и украшающим элементом опер. Разные мнения бытуют по поводу маэстро Луизи, но я в очередной раз даже в трансляции слышу, что оркестр под его управлением не аккомпанирует певцам, а играет: без штампов, клише, дежурностей, муторности и скукоты. Всегда находятся новые, выразительные интонации. Оркестровые фрагменты - тоже полноценное звено в создании музыкального пространства оперы.
Конечно, всегда можно сказать It could be better, но я вот после этой «Аиды», увольте, не могу...
P.S. Но, как всегда, не без ложки дегтя в нашем беспокойном королевстве. На этот раз дегтем стал паркинг в «Галерее». Я, конечно, давно знаю, что с логистикой и организацией автомобильного движения в нашей стране большие проблемы, идущие от пустой головы, но чтобы с опустевшей парковки в два часа ночи нельзя было выбраться в течение 30 минут, такого я не предполагала. Сначала мы, выйдя из лифта на своём уровне, совершенно не могли понять, где какая зона, потому что никаких указателей нет. С грехом пополам, пробегав туда-сюда минут десять, нашли свою синюю. Поехали по стрелочкам «Выход». Ха…. А выход, к которому ведут эти стрелочки, закрыт намертво и перегорожен отбойниками. Ни одного человека, ни одного указателя. Нам повезло: мимо нас проехала машина, водитель которой знал, где находится запасной выход. Следуя за ним, мы проехали по такому повороту, в который вписаться можно только с большим трудом (обшарпанная стена, которую, по всей видимости, задевали передним бампером неоднократно, это подтвердила). Худо-бедно, за полчаса мы оказались-таки на Лиговском проспекте.
P.P.S. Кто-нибудь может мне объяснить, почему на программке «Аиды» Амнерис?.. (вопрос? не подразумевающий ответа).