Дорога до Новгорода в утренних ноябрьских сумерках, в густом непроглядном тумане, из которого нехотя и лениво выплывают навстречу сиротливые опушки, покосившиеся домишки, ржавые вагоны- прекрасная иллюстрация к симфониям Рахманинова. Нет-нет, да и вынырнет из небытия на заброшенном полустанке неприкрытая балабановщина. И она тоже - часть рахманиновской России, сиротливой и неустроенной.
От симфонии ждёшь ясности, прозрачности, внятности, но но где же их взять?.. И даже наутро после концерта хотелось тряхнуть головой и сбросить этот морок.
Возможно, симфонии Рахманинова слишком сложны. Может быть, они относятся к музыке для музыкантов. Они не у всех на слуху и не очень популярны. Я допускаю, что вторая симфония не была достаточно продумана дирижёром и отрепетирована оркестром. Но не до такой же степени…
Третий концерт я люблю больше второго. Дмитрий Шишкин - совсем не позёр, его игра отличается строгой сдержанностью, напрочь лишена манерности и погони за дешёвыми спецэффектами. И ещё у него редкое умение исполнять концерт так, чтобы рояль не звучал отдельно, выделяясь на фоне оркестра, а составлял с ним единое целое. По крайней мере, в некоторых фрагментах я поймала себя на мысли, что это звучало именно так.
Не могу сказать, что я слышала Дмитрия Шишкина в очень разнообразном репертуаре, но всё, что знаю, вызывает интерес и желание снова пойти на концерт. Наверное, это и есть самое главное.