«Музыка Сарти» в Концертном зале Мариинского. 26 июня 2011

Jun 27, 2011 10:10


Дирижёр - Маттиа Ронделли


Барбара Фриттоли (сопрано).

Екатерина Семенчук (меццо-сопрано).

Дмитрий Воропаев (тенор).

Юрий Воробьёв (бас).

Ничто не ведёт к такому количеству разочарований от спектаклей и концертов, как наличие представлений у зрителя (слушателя) о том, что они должны увидеть или услышать. Чем больше конкретных ожиданий, тем выше вероятность услышать что-то другое, а человек - такое существо, что если не оправдываются его ожидания, он всегда разочаровывается. Даже в том случае, если услышанное было не хуже им задуманного.

В этом смысле вчерашний концерт был просто идеальным: думаю, как должна исполняться и звучать музыка Джузеппе Сарти, знают единицы (я не знаю точно, имею лишь общее представление о музыке позднего барокко и раннего классицизма). На официальном сайте Маттиа Ронделли (www.mattiarondelli.com) прочитала, что Magnificat и Gloria в современности вообще исполнялись вчера впервые.

Magnificat, звучавший в первом отделении, и хор, и оркестр, на мой взгляд (слух), начали несколько несобранно, расхлябанно (возможно, дело в том, что в этом произведении нет инструментальной прелюдии, и сразу же, с первой ноты вступает хор, - это требует с первой же ноты полной концентрации, что, по всей видимости, для мариинских хористов оказалось непосильной задачей). Впрочем, достаточно быстро, приблизительно к середине Magnificat, хор зазвучал и был особенно хорош на громких многоголосьях.

В Gloria, который исполнялся во втором отделении, и хор и оркестр были просто великолепны. Для столь непривычной для нас музыки они звучали поразительно легко, разнообразно, где-то пронзительно тонко и тихо, где-то - богато и объёмно, свободно переходя от forte к piano, от staccato к legato и обратно.

Несмотря на то, что солисты снова стояли за оркестром (по всей видимости, это стало доброй традицией «Звёзд белых ночей»), оркестр их не заглушал, и я (хотя не часто, но регулярно хожу в оба зала Мариинки) впервые за последние несколько лет слышала абсолютно всё, что было спето. Видимо, у итальянских дирижёров уважение к солисту и понимание того, как должен играть оркестр, чтобы не приходилось его перекрикивать, - врождённое.

К слову сказать, я не только слышала всё, что пели все солисты, но, если бы знала латынь, совершенно точно могла бы понять, что поют. Даже мои скромные познания в этом мёртвом языке позволяли слуху выхватить знакомые слова и фразы. Знаю, что на латинском принято так петь, чтобы было понятно, и, по всей видимости, на этом языке петь понятно легче, чем на других, но всё равно это в очередной раз приятно удивило.

Меня (опять же в первый раз за последние несколько лет) не только не разочаровал никто из солистов, но даже наоборот - приятно удивили все. В первую очередь тем, что пели, как мне показалось, именно музыку XVIII века, которая у нас непопулярна, исполняется редко, да и исполнять её наших оперных певцов особо не учат. И тем не менее - в каждой партии ни один звук не выбился из общего стиля. У меня создалось впечатление, что солистам самим очень нравилось исполнять то, что они пели, что для них это был не рядовой проходной концерт, а своего рода событие, и они отдавались ему полностью. Эта позитивная энергия (вообще присущая, надо сказать, музыке Сарти) концентрировалась в их голосах превосходно, и это создало особенную эмоциональную атмосферу концерта. (Хотя-таки у моей соседки слева, к слову сказать, по виду интеллигентной женщины лет шестидесяти, на первой же фразе Фриттоли вовсю зазвонил телефон).

При поразительной позитивности звучавшей музыки в ней всё-таки сохранялись, на мой взгляд, необходимые при исполнении католических гимнов строгость и возвышенность, одухотворённость и скорбь. Последнее не мешало эмоциональному разнообразию ровно в той степени, в которой это представляется допустимым в подобного рода произведениях.

Барбару Фриттоли я слышала в записях, вживую - впервые, и в несколько непривычном если не для неё, то для себя репертуаре. И всё равно была поражена: какая поразительная свобода владения голосом во всём регистре (к слову сказать, и Magnificat, и Gloria в партии сопрано для этого голоса написаны достаточно низко, что для многих, даже мировых певиц, часто становится большой проблемой), какие переходы от звука к звуку по громкости и интонации звучания, какое - кажется - бесконечное по глубине и мощи дыхание (притом совершенно неслышное в противовес набирающей популярность традиции шумного дыхания, в особенности в женских партиях). Слов нет, в Барбаре музыка - от Бога!

Екатерина Семенчук тоже порадовала: голос достаточно мощный, объёмный, богатый и разнообразный. Низы - выше всяких похвал. И хотя в её исполнении чувствовались некоторая скованность, отсутствие полной свободы, думаю, это просто от некоторого присутствовавшего волнения, и со временем она зазвучит уверенно и свободно. В дуэтах с Фриттоли (полноценных было только два) она не терялась, хотя мне в них чуть не хватило насыщенности меццо-сопрано, но в целом - замечательно!

Очень приятно удивил Дмитрий Воропаев. Мне в последнее время на постановках Мариинки с тенорами как-то не везло: но здесь я с удивлением открыла замечательный, глубокий, изысканный и виртуозный голос: не столь часто встречающийся сдавленный на верхних нотах в попытках взять их тенор, а совершенно свободный, со всеми нужными вибрато и переливами, с хорошим дыханием и интонационным богатством. Добавить нечего: молодец!

Юрий Воробьёв в басовой партии просто очаровал: никогда бы не подумала (потому что никогда не слышала прежде) такого трогательного, мягкого, полного грусти и скорби баса. Многие басы ухают, как сваи заколачивают: чем ниже и громче, тем лучше. А здесь по тонкости и проникновенности звучания бас был сравним с тенором, и это стало завершением Gloria (после басового Quoniam tu solus хор исполнил Cum sancto spiritu).

На поклон вызывали раза три или четыре: при в лучшем случае на две трети заполненном зале это было удивительно. Впрочем, поскольку Сарти - композитор малоизвестный и непопулярный, и даже Барбара Фриттоли, безусловно, звезда мировой величины, у нас за пределами узкого круга меломанов не очень-то известна, на концерте, мне показалось, не было случайной публики, которая забрела на имя. Для такой программы это было существенным плюсом.

Тем не менее, некоторые всё-таки требовали исполнений чего-то на бис, хотя, по-моему, когда исполняется католическая музыка, это как-то не принято. С огромным удовольствием послушала бы и Gloria, и Magnificat ещё раз, где-нибудь на территории собственно католической музыки: в капелле или каком-нибудь соборе.

barbara frittoli, Звёзды белых ночей, magnificat, театр, Сарти, mattia rondelli, Мариинский, дмитрий воропаев, музыка, Ронделли, екатерина семенчук, барбара фриттоли, gloria, юрий воробьёв, маттиа ронделли, опера

Previous post Next post
Up