“Это огромное счастье, что до сих пор войны затевали только мужчины. Если бы их вели женщины, в своей жестокости они были бы до того последовательны. что нынче на земном шаре не осталось бы ни одного человека”.
Второе предложение, по-моему, лишнее. Не только ничего не добавляет, но и снижает ценность первого, растворяет, размывает его точность.
Я дочитала “Бессмертие”. Слишком много интеллектуализма, философии, рассуждений, размышлений, слишком высока концентрация мыслей. В конечном счёте, слишком мало литературы.
Мысли нетривиальные, оригинальные, иногда даже опережающие время. Квинтеэссенция интернет-реальности:
“Гедонистов нынче уже не существует. <…>. Для всех восхищение важнее наслаждения. Видимость, а не действительность. Действительность ни для кого ничего не значит. Ни для кого. Для моего адвоката она не значит вообще ничего”.
Читать не скучно, и местами роман даже затягивает, но не покидает ощущение вымороченного мира, зауми происходящего, придуманности (задуманности?) героев, живущих в чрезмерно интеллектуализированном пространстве. Оно неутомительно для читателя (видимо, Кундера всё-таки хорошо пишет), но неизменно вызывает снисходительную улыбку и сожаление, что столько параллелей и метафор призвано обрамлять пустоту, вакуум, виртуальность. Мыльные пузыри, круги по воде: разговоры Гёте с Хемингуэем, бросивший живопись Рубенс (которого не путать с известным художником), Беттина фон Арним, Бетховен. О, боже! Это даже не похоже на постмодернистский стёб в духе Джона Барта: Кундера взывает исключительно к разуму, как бы намеренно избегая чувственной, эмоциональной сферы. Ни тени юмора, ни смешно, ни грустно.
У меня осталось полное недоумение, но я прочитаю ещё что-нибудь сейчас или чуть позже.