Немного о цифровой музыке

Sep 21, 2014 21:27

Ваш покорный слуга иногда любит послушать музыку.
Заварить хорошего чаю, откинуться на спинку кресла и насладиться парой десятков любимых треков.

Еще давным-давно, когда появились первые по-настоящему персональные компьютеры, инженеры задумались о том, что неплохо было бы оцифровывать эту самую музыку, чтобы облегчить работу звукорежиссёрам.
Всем известно - самая главная особенность работы в "цифре" - это абсолютная идентичность копии и оригинала (разумеется, в случае надежного протокола передачи данных и последующего контроля целостности).
В далёком 1979 году Sony и Philips собрались вместе и придумали крайне занимательное чтиво "Red Book" - в которой описан стандарт "CD-DA", компакт диск с цифровым аудио.

Формат: 44100 Гц, 16 бит.
Если крайне упрощенно, то информация записывается и хранится следующим образом: уровень входного сигнала анализируется 44100 раз в секунду, после чего записывается его значение от 0 до 2^16 (65536), в формате от −32768 до +32767. Тишина - соответственно, 0.
Потом идёт чёртова куча математики, мне её описывать лениво.
Опять, же, очень грубо: это даёт нам (в теории) частотный диапазон 20 - 20000 Гц. Динамический диапазон - 96 Дб.
Стандарт выглядит вполне вкусно, компакт-диски, в отличии от виниловых пластинок и кассет невозможно "заездить", а ещё мелкие царапины на звук не влияют никак за счет избыточного кодирования.

Но увы, не сложилось: ЦАПы того времени (а на дворе стояли 1980-е) справлялись с задачей "разворачивания" звука из "цифры", скажем так, не совсем хорошо.
Причем, звук говнякался дважды: при записи и при прослушивании (в особо "удачных" случаях ещё и во время обработки).
Значительная часть народа диски послушала-послушала и вернулась обратно к винилу и кассетам.
Однако, как ни странно, такие люди сохранились и поныне.

Время идёт - прогресс не стоит на месте - в 2000 году Sony и Philips снова собрались в месте и придумали новый стандарт - SACD - Super Audio CD.
Формат: 2,8224 МГц(!), 1(один) бит.
Опять же, очень грубо: входной сигнал анализируется с вышеуказанной частотой 2,8224 МГц, где оценивается один-единственный критерий - повышается уровень или нет. Если повышается - то возвращается "1", если снижается, то, соответственно "0". По сути - Частотно-импульсная модуляция (ЧИМ).
Это даёт нам частотный диапазон от 20 - 100 000 Гц, (причем его уже сами плееры ограничивают на 60-80 КГц, реально смысл имеет до 50 КГц) и 144 Дб (реально 105 Дб) динамического диапазона.

Увы, опять не сложилось: SACD-плееры были очень дорогими, а диски для них можно было купить только в спец. магазинах (опять же, по цене ЗНАЧИТЕЛЬНО выше, чем обычные CD).
К тому времени уже неплохо развился интернет с огромным количеством сайтов, на заголовках (и в тегах) было написано МУЗЫКА MP3 СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО.
Уходила эпоха физических носителей, как таковых.
У абсолютного большинства слушателей стояли самые дешевые колонки, либо наушники-затычки, и таким потребителям, разумеется, было наплевать и на широчайший диапазон и на 144 Дб и на всё остальное. "Главное, чтобы басы @башили!!!11"
Также, сыграла роль параноидальная защита от копирования. Если обычные CD можно было, имея "резак" и CD-болванки, тиражировать вообще без проблем, то SACD ещё и не не всех устройствах нормально читался в принципе.
Но, тем не менее, своих ценителей они нашли и имеют до сих пор.

Я всегда верил в "цифру". Основная причина проста, озвучена в самом начале - "абсолютная идентичность копии и оригинала".
Причем, зная принципы, я хорошо понимаю, что "фундамент" хорошего звука держится на двух составляющих - высокое качество источника и высокое качество звуковой платы, которая будет этот источник "разворачивать".
Поэтому, в своё время приобрел весьма неплохую звуковушку ASUS Essence STX + соответствующие наушники к ней, а за долгое время собрал отдельный HDD с несколькоми сотнями ГБ "фляков" (FLAC).
Чувствую себя замечательно, слушаю музыку, а не звук.

А мой добрый друг, господин товарищ xpyctman является ярым приверженцем взглядов, близких к противоположным.
Дома у него есть значительная коллекция пластинок и стоит виниловая "вертушка".
Серёга всячески от неё тащится, аккуратненько смахивает пыль, настраивает баланс на тонарме и проводит много других странных манипуляций.
А на свой день рождения купил к ней новую иголочку а сейчас присматривает фонкорректор.
Разумеется, обязательно ламповый! Вы что!

Я на все эти манипуляции смотрю примерно вот так:


Пару дней назад я таки уговорил Серёгу не морочить себе яблочки послушать SACD-RIP. (да, их таки "рипнули", с помощью Sony Playstation3).
Запись:
A. Vivaldi - La Stravaganza, 12 Violin Concertos
Rachel Podger, baroque violin, Arte Dei Suonatori


В ответ пришло вот это:

Сергей: И я щас кончу
Сергей: В третий раз за две минуты
Сергей: Да, чувак, это винил.
Сергей: Вообще странно, что у меня ЦАП это переваривает...
Сергей: Да, сейчас я слышу вообще все то, ради чего задрачиваюсь по винилу.
Сергей: Середина и ВЧ такие, что нашему любимому сидюку и не снились. Настоящий аналог в лучшем смысле слова.
Сергей: Бля
Сергей: Я в восторге
Сергей: (псто зохвачен)
Сергей: Кажется, я наконец начинаю понимать смысл слова "сцена"
Сергей: Куплю книгу "Как перестать слушать хадэ вивальди и начать жить". Я захотел купить это лицензионное.
Сергей: Пускай мне не на чем его воспроизводить будет - но оно должно на полке стоять
Сергей: (я этот... как его... который руками любит) Это реально дико круто и безумно эмоционально
Сергей: До судорог и мурашек на коже
Денис: Спасибо. Теперь я знаю, что прожил не зря.
Денис: Можно опубликовать?
Сергей: МОжно!
Денис: [я всегда говорил] ИСТОЧНИК НОРМАЛЬНЫЙ БЛ@ДЬ, И РАЗРЕШНИЕ 24/94 МИНИМУМ!
Денис: А то бл@дь, винил-%уил, корректоры-%уекторы, иглы-%уиглы.
Денис: И будет вам и сцена, и "серебро", и прочая атмосфера и вовлеченность.
Сергей:Дык эта - я ж никогда не был против и всегда говорил, что проблема не в источнике, а в исходнике. И виниловый сетап у меня тупо потому, что дохрена вещей при переносе в цифру заодно... "подчистили от шума ленты"... "подровняли тональный баланс"... "поняли, что ряд инструментов плохо слышен и сделали их погромче"... Результат тебе известен. А винил позволяет заиметь записи в том виде, в котором они были сделаны авторами. Услышать то, что хотели сказать музыканты, а не 20-летний звукорежиссер спустя 30 лет.

неформат, юмор, музыка, жизненное, люди

Previous post Next post
Up